Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: На внутреннем рынке ждут металл и нефтепродукты

Игорь Юшков: На внутреннем рынке ждут металл и нефтепродукты

Президент России Владимир Путин призвал экспортеров не сокращать производство, а направить товары на внутренний рынок, что должно привести к снижению цен в стране. На носу посевная, и сейчас актуально если не снизить, то хотя бы зафиксировать цены не только на товары и продукты, но и на топливо. И часть невостребованного Западом топлива можно направить на внутренний рынок, но из-за высокой ставки ЦБ и высокой инфляции цены на топливо в стране удержать будет очень трудно. Большую роль здесь будут играть аппетиты независимых АЗС. Своим мнением специально для Накануне.RUподелился аналитик Финансового университета Игорь Юшков.

- Путин призвал не сокращать объем производства, когда вы не можете вывезти этот товар, например, он попал под санкции. Прежде всего, ясно, что речь о металлургах, потому что Евросоюз ввёл санкции, запрещающие импорт в Евросоюз отдельных товаров из стали, поэтому металлурги столкнутся с проблемой поиска новых рынков сбыта. И он, по сути, говорит о том, что если для вас какой-то рынок закрылся из-за санкций, если вы туда поставить не можете, грубо говоря, то не надо сокращать объём производства - направляйте их на внутренний рынок, и это приведёт к переполнению внутреннего рынка, и, соответственно, к тому, что цены будут снижаться из-за профицита предложения, либо вы согласовываете вообще эти цены.

С нефтью сложно сказать, в какой степени может это произойти. Да, мы видим - отдельные проблемы есть пока ещё у нефтяников с тем, чтобы пристроить нефть. В основном приходится нефть продавать со скидкой, то есть пока это некоторые проблемы с продажей. Но там проблема заключается не в том, что они не хотят покупать нашу нефть, как они постоянно говорят, что "это политическая позиция". Там вовсе не политическая позиция. В основном проблемы какие-то возникают из-за того, что они боятся попасть под вторичные санкции. Нефть не запрещено покупать российскую, а запрещены определённые финансовые операции, и толком никто не понимает - какие. Вот в чём проблема.

То есть покупатели не понимают, что конкретно можно делать, а что нет. Как именно финансово можно взаимодействовать с Россией, а как нет. Страхование чего можно делать или нет, потому что куча страховых элементов возникает: сама сделка страхуется, вывоз нефти, заход судна в порт и так далее: всё страхуется, всё оплачивается. И вот непонятно, какая безопасная схема всё-таки для покупки российской нефти. И вот эти риски - попасть под санкции - они в итоге и выливаются в снижение цены.

Но по большому счёту, пока никакого обвала спроса на российскую нефть мы не видим, то есть постепенно, с проблемами, но нефть продаётся. Но если будут действительно возникать сложности с реализацией её на мировых рынках, соответственно, можно ли её направить на внутренний рынок? Как-то радикально увеличить объёмы поставок на внутренний рынок невозможно, потому что мы итак полностью закрываем весь свой внутренний рынок, то есть сколько нужно внутреннему рынку - это итак продаётся внутри, никаких сложностей здесь не возникает.

Есть один элемент. Определённые нефтепродукты могут действительно не реализовываться на внешнем рынке, например, дизель мы в основном гоним на внешние рынки, мазут, какие-то ещё продукты, и вот их можно в большей степени поставить на внутренний рынок, продать через биржу.

И вот чуть большее наполнение биржи приведёт к тому, что стоимость понизится, но опять же не факт, что это отразится на конечной стоимости продукции на АЗС. Что делают независимые АЗС, которые в основном покупают топливо, для которых это и важно, чтобы на бирже была низкая цена - они просто дополнительную маржу получают. То есть поскольку они купили дешевле на опте, продали-то всё равно по таким же ценам, какие и сейчас есть. Поэтому у них будет образовываться дополнительная прибыль, это им станет лучше, а не потребителю.

Здесь мы вряд ли увидим какую-то дополнительную конкуренцию именно в рознице. Сколько было заправок, столько их и останется, мы изменение структуры рынка российского внутреннего топливного не увидим, поэтому скорее дополнительные поставки топлива на внутренний рынок приведут к тому, что независимые АЗС просто будут больше зарабатывать. И то, им проще будет, может быть, легче выполнять рекоммендации со стороны государства "не повышать отпускные цены". Потому что всё равно инфляция нарастает, и как минимум она около 20% будет, судя по вкладам государственных банков, судя по ставке ЦБ. Сейчас по официальным данным уже она в годовом выражении достигла 12%. Поэтому будет инфляция, соответственно, все продукты, все товары будут дорожать, и, естественно, топливо тоже.

И вот сдержать рост цен действительно независимым АЗС будет проще, если у них формируется вот такой "жирок", вот такая дополнительная прибыль от того, что на опте они берут топливо чуть дешевле теперь. Вот в этом плане такой эффект возможен.

Источник: Накануне.RU, 18.03.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики