Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейские партнеры «Газпрома» вложились в СПГ

Европейские партнеры «Газпрома» вложились в СПГ

На фоне спецоперации России на Украине и планов ЕС снизить зависимость от российского газа крупнейшие партнеры «Газпрома» планируют резко нарастить поставки СПГ в Европу уже в ближайшем будущем. Судя по объемам и возможным ценам, речь идет о дополнительных поставках, которых Европе не хватало еще в прошлом году, или замене небольшой части российских поставок, если топливо «Газпрома» будет дороже. Все это больше похоже на припудривание реальности, полагают эксперты.

Немецкая Uniper, итальянская Eni и французская Engie планируют в течение года нарастить поставки СПГ. Об этом можно судить по их последним заявлениям. Так, Uniper объявила о том, что увеличит с 1 октября арендуемые мощности на нидерландском терминале СПГ Gate с 3 млрд кубометров в год до 4 млрд кубометров. Engie, в свою очередь, увеличивает объемы закупки СПГ у американской Cheneire Energy с 0,4 млн тонн в год до 0,9 млн тонн (1,25 млрд кубометров). А Eni подписала контракт с американской New Fortress Energy (NFE) об использовании ее технологий для быстрого запуска плавучего терминала СПГ мощностью 1,4 млн тонн в год (около 2 млрд кубометров) на одном из морских месторождений в Конго. Его планируют ввести в эксплуатацию во втором квартале 2023 года.

Немецкая Uniper также изучает вариант возобновления проекта терминала СПГ в Вильхельмсхавене мощностью 10 млрд кубометров, но его осуществление может занять 3−4 года.

Нынешние планы трех компаний позволят им нарастить достаточно быстро импорт СПГ в Европу на 4 млрд кубометров в год.

Uniper, Eni и Engie являются одними из крупнейших партнеров «Газпрома» в Европе. Их контрактный портфель до 2035−2036 годов составляет около 60 млрд кубометров газа в год.

Поэтому наращивание закупок СПГ партнерами российской компании, скорее, могут быть рыночными шагами компаний, чем желанием действительно снизить импорт российского газа. На то есть несколько причин.

С одной стороны, еще прошлой осенью «Газпром» прекратил продажи дополнительных объемов газа на своей электронной торговой площадке (ЭТП), в то время как спрос на топливо в Европе был выше законтрактованных объемов. Компания планировала возобновить их после запуска «Северного потока — 2».

С другой, рекордно высокие цены на газ на спотовом рынке увеличили и стоимость российского газа. Большая часть контрактов «Газпрома» предполагает гибридную формулу цены с привязкой к биржевым котировкам и временным лагом на месяц или квартал. В результате в январе, например, европейским компаниям было выгоднее закупать даже газ на европейских биржах по текущей цене. И, очевидно, снижение импорта российского газа сдерживалось только обязательствами потребителей о выкупе части законтрактованных объемов (традиционно 80%) по принципу «бери или плати».

В такой ситуации европейским компаниям стало выгоднее поставлять в Европу и СПГ из США по долгосрочным контрактам. Большая часть из них предполагает кардинально иную формулу ценообразования. Так, американская Cheniere указывает, что французская Engie будет получать СПГ по индексированной цене Henry Hub плюс тариф на сжижение. А это — около $ 350 за тысячу кубометров. По данным платформы EEX, стоимость газа с нидерландского хаба TTF с поставкой в апреле торгуется на уровне $ 1 200.

Последние действия европейских клиентов «Газпрома» — это косметика, считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

«Она призвана продемонстрировать их „бурную“ деятельность в соответствии с политической повесткой», — считает эксперт. По его мнению, компании припудривают реальность: «Которая громко говорит, что российский газ — краеугольный камень их деятельности и энергетической безопасности Европы».

Ранее итальянская Eni и Uniper заявили, что выходят из российских проектов («Голубой поток» и «Юнипро»), но ничего не сообщили о планах по корректировке импорта газа.

Источник: EADaily, 18.03.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики