Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорт нефти как ветром сдуло

Экспорт нефти как ветром сдуло

 

Шторм на Черном море повредил отгрузку в Европу

 

Минэнерго на фоне санкций Запада и растущих цен на нефть сообщило о неожиданной и критичной поломке оборудования для экспорта нефти Каспийского трубопроводного консорциума из Новороссийска. Повреждение двух из трех выносных причальных устройств вследствие шторма может снизить поставки на мировой рынок сразу на 1 млн баррелей в сутки. Ремонт, по разным оценкам, может затянуться от трех недель до двух месяцев, во время которых поставщикам и потребителям придется искать альтернативные маршруты поставок. По оценкам экспертов, в наибольшей степени от прекращения отгрузок могут пострадать страны юга Европы, а также США.

В результате шторма Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) придется вывести из эксплуатации для ремонта два поврежденных выносных причальных устройства (ВПУ) на морском терминале под Новороссийском. Как сообщил журналистам глава компании Николай Горбань, в этом случае отгрузка нефти на экспорт в Европу снизится втрое или даже вообще остановится, если ремонт продлится долго.

В 2021 году план прокачки по КТК составлял 67,5 млн тонн, то есть около 5,6 млн тонн в месяц.

Если поставки снизятся втрое, мировой рынок может потерять 1 млн баррелей в сутки в условиях, когда цены на нефть стабильно превышают $110 за баррель Brent.

Заявление о поломке произошло в тот момент, когда из-за санкций и нежелания западных покупателей брать российскую нефть дисконт Urals по отношению к Brent достиг рекордных $32,6 за баррель (данные Platts на 21 марта на базисе Новороссийска). Смесь КТК, состоящая в основном из казахстанских сортов, была для рынка возможной альтернативой Urals, однако теперь доступ к ней крайне ограничен. Вероятно, это должно привести к росту интереса к покупке Urals.

КТК протяженностью 1,5 тыс. км и мощностью 67 млн тонн нефти в год является основным маршрутом транспортировки нефти из Казахстана, на который приходится более 80% экспорта на западные рынки. Нефть из трубы отгружается на танкеры через морской терминал около Новороссийска, оснащенный тремя выносными причальными устройствами. Акционерами консорциума выступают:

  • Россия (31%),
  • Казахстан (20,75%),
  • Chevron (15%),
  • ЛУКОЙЛ (12,5%),
  • Exxon (7,5%),
  • Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%) и ряд миноритариев.

В качестве минимального срока восстановления устройств в КТК назвали три недели, в течение которых грузоотправители будут вынуждены искать другие маршруты транспортировки нефти. Если погодные условия будут неблагоприятными, а также будет задержка с приходом танкера для промывки линий, то ремонт может затянуться. Сейчас, как уточнил господин Горбань, все необходимые для ремонта ВПУ материалы и оборудование есть в наличии. Но, признал он, в перспективе КТК может столкнуться с перебоями поставок иностранного оборудования, необходимого для работы морского терминала, так как многие поставщики уже отказываются работать с консорциумом.

Замминистра энергетики РФ Павел Сорокин заявил, что ремонт причальных устройств может занять 1,5–2 месяца. Чиновник отметил, что Россия заинтересована в восстановлении полноценной работы КТК в максимально сжатые сроки и будет делать «все возможное, чтобы устранить эти потенциально серьезные последствия».

Павел Сорокин, замминистра энергетики РФ, 22 марта:

«Это могут быть очень серьезные сроки ремонта, это может быть и полтора-два месяца. И естественно, при такой продолжительности восстановительных работ мы говорим о потенциальной потере до 80% отгрузки, то есть до 1 млн баррелей в сутки».

Эксперт финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что при выходе из строя двух ВПУ отгрузка по КТК может быть снижена в четыре раза. При этом Казахстан может направить невостребованные объемы транзитом через Россию в Усть-Лугу или в порты Прибалтики с выходом на рынки Северо-Западной Европы. Еще один вариант — грузить танкеры на Каспии, пересекать море, разгружаться в Баку и сдавать нефть в нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан, поясняет эксперт. Но, уточняет он, последний вариант будет дорогостоящим.

По словам эксперта, проблемы от снижения прокачки по КТК могут возникнуть у стран Юго-Западной Европы, прежде всего у Италии, Франции, Испании и Португалии. Могут также частично пострадать США, куда шло около 10% годовых объемов смеси КТК, так как страна сильно ограничила доступный перечень поставщиков, исключив Венесуэлу, Иран и Россию. Выпадение из портфеля еще одного экспортера может привести к всплескам на американском рынке нефтепродуктов. Игорь Юшков также отмечает, что перебои неминуемо скажутся на ценах на мировом рынке, однако эффект будет зависеть от длительности ремонта оборудования.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 22.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики