Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > КТК предупредил о риске снижения поставок нефти втрое из-за аварии

КТК предупредил о риске снижения поставок нефти втрое из-за аварии

Каспийский трубопроводный консорциум приостановил работу двух из трех выносных причальных устройств на терминале под Новороссийском. Из-за ремонта поставки могут снизиться на 1 млн барр. в сутки, оценили в Минэнерго

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), крупнейшими акционерами которого являются «Транснефть» (24%) и казахский «КазМунайГаз» (19%), приостановил работу двух из трех выносных причальных устройств (ВПУ) на морском терминале под Новороссийском из-за шторма, следует из сообщения компании.По результатам водолазного обследования комплекса оборудования после шторма силами подрядной организации по обслуживанию морского терминала — ООО «Транснефть-Сервис» — выявлены повреждения 9-го и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2. «Указанные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию устройства. В связи с этим КТК вынужден приостановить эксплуатацию указанного ВПУ», — сообщила пресс-служба КТК.

Акционерами КТК также являются «КТК Компани» — 7%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holdings Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. S. a r.l. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.

Накануне, 21 марта, по итогам внеочередной инспекции после завершения периода «неблагоприятных метеоусловий» было выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов другого выносного причального устройства — ВПУ-3. «В связи с этим принято решение о временном выводе из эксплуатации указанного ВПУ для проведения промывки и ремонта, — подчеркивает компания. — Своевременное выявление неисправности позволило исключить риск попадания нефти в акваторию Черного моря».

В распоряжении КТК имеется аварийный комплект для замены необходимых шлангов. «Однако контрактование поставки запчастей ВПУ в текущей конъюнктуре рынка может вызвать значительные затруднения. В этой ситуации руководство консорциума вынуждено сообщить о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу», — предупреждает компания.

«Если подтвердится ущерб [терминалу КТК], то срок восстановления может быть и полтора, и два месяца», — заявил замминистра энергетики Павел Сорокин. «При такой продолжительности восстановительных работ мы говорим о потенциальной потере до 80% отгрузки, то есть до 1 млн барр. [нефти] в сутки», — добавил он.

По его словам, это влияет в том числе на добычу российских компаний, поэтому правительство России будет делать все, чтобы поддержать восстановление работы терминала. Но тем не менее эффект от аварии может быть очень серьезным и он будет понятен очень скоро, после оценки ущерба, заключил Сорокин.

«Выявлены повреждения, при этом работа аппаратов блокирована. Шланги не были под нагрузкой. Нефть подается в шланг только тогда, когда шланг подсоединен к танкеру-перевозчику. До этого в шланге нефти нет, это недопустимо международными правилами», — рассказал РБК старший научный сотрудник Института океанологии РАН Филипп Сапожников.

По имеющимся данным, нефтеразлива не произошло, этот вопрос находится под контролем ученых, экоактивистов и специалистов по разливам нефти. «Нефтяное пятно было бы видно из космоса», — подчеркнул Сапожников.

«Конечно, это не катастрофа, просто сломалась подводящая инфраструктура, которая отгружала нефть КТК. Два из трех рукавов теперь не работают. На то, чтобы их починить, при нормальной погоде уйдет три-пять недель. Но точно сказать сложно», — сообщил РБК ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве Игорь Юшков.

Аналитик предположил, что могут возникнуть проблемы с доставкой груза в Россию и по России, продолжительность этого периода будет зависеть от скорости доставки оборудования, необходимого для ремонта, и ситуации со штормами. По его мнению, произошедшее не стало причиной большого ущерба для компании, возможен ущерб по недополученной прибыли. «Для Казахстана это основной канал экспорта нефти. Теперь ему нужно понять, что делать с добываемой нефтью», — пояснил Юшков. Он также допустил перебои с поставками и локальное сокращение добычи.

Трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз — Новороссийск составляет 1511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК под Новороссийском оснащен тремя ВПУ, позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

В 2021 году на морском терминале КТК отгружено 60,7 млн т нефти, что почти на 3% больше показателя 2020 года. 53 млн из 60,7 млн т нефти поставили казахстанские грузоотправители, еще 7,6 млн т поступило из России. Наибольшие объемы нефти в трубопроводную систему КТК в прошлом году поступили с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.

«Проведение ремонтов, вероятно, займет продолжительный период времени в связи с неблагоприятным прогнозом погоды, а также ожиданием номинации (назначения. — РБК) танкеров для промывки», — отметили в пресс-службе. В случае если два из трех ВПУ вышли из строя и их ремонт займет более месяца, это приведет к сбою в отгрузке нефти потребителям (крупнейшие из них — Италия, США, КНР, Турция, Франция, Испания), добавляет источник, близкий к компании.

Авторы: Тимофей Дзядко, Алена Прохоренко, Любовь Порываева

Источник: РБК, 22.03.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики