Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мазут портит нервы Алекперову, а заодно и вице-премьеру Новаку

Мазут портит нервы Алекперову, а заодно и вице-премьеру Новаку

Топлива оказалось в стране слишком много

Падение спроса на мазут из-за санкций ведет к нехватке мощностей для его хранения. Об этом в минувший четверг предупредил «Лукойл».

В письме к вице-премьеру Александру Новаку совладелец компании Вагит Алекперов просит разрешения перенаправить появившийся избыток на ТЭЦ, где обычно его используют только в случаях перебоев с поставками наиболее дешевого топлива — газа, и временно отменить высокие штрафы за негативное воздействие на экологию. Аналогичные меры требуются, по мнению Аликперова, и для сжигания попутного нефтяного газа.

«Лукойл» — второй по величине после «Роснефти» нефтепереработчик в РФ. У компании четыре НПЗ. В прошлом году они переработали порядка 43 млн. тонн «черного золота». Что немаловажно — именно наша российская компания стала в последние годы крупнейшим поставщиком нефти и нефтепродуктов в США.

Янки покупают у нас мазут марки М-100, который используется в котельных, ТЭЦ и ТЭС. Покупали они его также у Венесуэлы, в Канаде и на Ближнем Востоке. Но Венесуэла сейчас под санкциями, введенными при президенте Трампе. А договоренности с Арабскими Эмиратами и саудитами нужно регулярно подтверждать и обновлять — Восток, известно, дело тонкое. Остается Канада. И — Россия.

 

Наши поставки за океан в последние годы постоянно росли. Согласно данным EIA US (Управления энергетической информации США), в прошлом году РФ продала США 9 млн. тонн сырой нефти и 25 млн. тонн нефтепродуктов. Рекордные показатели пришлись на май.

Перебои с экспортом начались у «Лукойла» нынешним мартом. То есть, практически сразу после введения западных санкций. За месяц объемы упали в 1,5 раза по сравнению с февралем. А снизить производство нефтепродуктов без общего сокращения загрузки НПЗ невозможно. В этом на сегодня главная проблема.

Нынешние непростые для отечественной нефтеперерабатывающей отрасли времена нельзя назвать вызовом, проверкой ее на прочность. За последние годы она пережила не один кризис. Достаточно вспомнить 2020-й, когда из-за пандемии было непонятно, куда, кому и сколько топлива сбывать. Но справились, вышли в итоге даже на более высокие показатели.

Сейчас по данным Forbes, санкции могут затронуть более 11% российского нефтеэкспорта. Хотя тот же дядя Сэм себя, любимого, аккуратно из-под них выводит. Как с удобрениями, которые исключил из очередного «смертного приговора для русской экономики». Это Европе им приказано отказаться от наших энергоресурсов. Не США. Там, в ЕС, а не за океаном, уже появились, благодаря кукловоду, симптомы грядущего горюче-смазочного дефицита.

«Любая перестройка экспортного потока — это проблема», считает Тамара Канделаки, председатель Комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, доктор экономических наук. — Баланс спроса и предложения на мировом рынке углеводородов от этого не поменяется, и российское сырье будет востребовано. Потому, что самые хорошие торговые отношения — длительные отношения".

С ней солидарен Александр Фролов, директор Института национальной энергетики. Он напоминает о том, что, начиная со второй половины прошлого года, заметно вырос спрос на мазут у энергетиков: «С мазутом могли бы быть проблемы, если бы не энергокризис. Он создает предпосылки для увеличения спроса на него. Если в ближайшие два месяца США не договорятся с Венесуэлой, а также не удастся значимо нарастить производство жидких углеводородов в Канаде, Вашингтону придется искать нефть и мазут у других поставщиков. При этом произойдет перераспределение долей на региональных рынках».

Но что мы все про американцев, британцев, ЕС. Нам самим, в России, тот же мазут разве не нужен?

Об этом «СП» поговорила с Игорем Юшковым, ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при правительстве РФ.

— Конечно, мазут и нам самим нужен, — сказал Игорь Валерьевич. — Он востребован, например, в отдаленных регионах страны. В том числе, на крайнем Севере. В этом, однако, и загвоздка: доставлять его туда весьма накладно. Да и период доставки ограничен обычно летними месяцами. К тому же, не будем забывать, что мазут гораздо дороже газа.

С другой стороны, как не велика Россия, а такого гигантского рынка, какими являются для нее США и ЕС, заменит пока некем. Американцам мазута в последние три года шло больше всего. Потому для «Лукойла» санкции стали серьезной проблемой.

«СП»: — То есть, компания Алекперова — жертва обстоятельств? Но если бы они своевременно модернизировали собственное производство, активней искали новые рынки сбыта, не зацикливаясь на янках, не пришлось бы, наверное, просить сейчас помощи у государства.

— Не он же и его сотрудники виноваты в происшедшем! Они в своей работе все делали, в общем-то, правильно. Все случилось слишком быстро с санкциями. Так же быстро нужно сейчас перестраивать свою производственную политику. Выходить на азиатских потребителей.

Мазут так же, как и бензин, востребован во всем мире. Так что месяцев через 2−3 ситуация с его поставками за рубеж у «Лукойла», думаю, нормализуется. А сейчас, чтобы не закрывать свои заводы, компании нужно избавиться от излишков. Думаю, правительство разрешит использовать для этого ТЭЦ, несмотря на заранее очевидные протесты Минприроды. В нефтеперерабатывающей отрасли задействовано большое число работников. Оставлять людей в нынешней ситуации без работы, а, значит, и без зарплаты, никак нельзя.

Иной взгляд на проблему у Алексея Анпилогова, президента Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание», профессионального физика, публициста.

— Во-первых, несмотря на санкции, невостребованными российские углеводороды не останутся. Показателем тому — предпосылки для дефицита нефти и нефтепродуктов в мире, — уверен Алексей Евгеньевич. — Во-вторых, что мешало «Лукойлу» начать искать потребителей за рубежом не сейчас, когда петух, извините, клюнул, а хотя бы лет на пять раньше? Как и своевременно модернизировать свои НПЗ.

Аликперов гонит на Запад мазут, который там загружают в местные заводы и после определенного технологического процесса получают бензин. Что мешало самим это делать? «Роснефть» еще несколько лет назад пошла по этому, более перспективному пути, и сейчас получает дополнительную прибыль, в частности, от приобретенной в Индии сети заправок. Умно? Грамотно? Безусловно. Это то, что называется государственным подходом. Одно могу сказать: дальнейшая судьба команды Алекперова напрямую зависит от того, как быстро они сориентируются, перестроятся и еще от того, что именно будет доминировать на азиатских рынках — поставки чистой нефти или её производных, нефтепродуктов.

Автор: Людмила Николаева

Источник: Свободная пресса, 09.04.2022

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики