Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые проекты «НОВАТЭКа» на Ямале могут закрыться из-за санкций

Новые проекты «НОВАТЭКа» на Ямале могут закрыться из-за санкций

Накануне, 11 апреля, ЕС ввел масштабные санкции против газовой отрасли России, запретив экспорт оборудования для производства сжиженного газа. Ограничения могут серьезно нарушить планы «НОВАТЭКа» и поставить под угрозу срыва газовые проекты компании на Ямале. Но выход есть и из этой ситуации, считает эксперт Муксун.fm.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков пояснил, что запрет на поставку оборудования для производства СПГ — это действительно «значимая вещь». Дело в том, что у России нет собственных технологий для строительства крупнотоннажных заводов. Большой завод для производства СПГ на Сахалине построила Shell по собственной технологии. «Ямал СПГ» построен по технологии американской компании. Второй завод «НОВАТЭКа» строится на базе технологий немецкой компании Linde.

«Поэтому сейчас практически все новые проекты встанут на паузу. Интрига сохраняется по поводу первой очереди „Арктик СПГ 2“. Успеют или не успеют завести всё оборудование до конца мая, когда вступают в действие данный запрет — это остается открытым вопросом»,отметил эксперт.

В настоящее время первая очередь завода «Арктик СПГ 2» практически готова: отлита платформа, на неё поставлены специальные модули, соединенные между собой.

Вся платформа представляет собой первую очередь мощностью 6,6 млн тонн СПГ в год. По заявлению компании, она готова на 98%, в августе ее предполагалось оттащить к Гыданскому полуострову к терминалу «Утренний» и подключить ее уже к газопроводам чтобы она могла работать. Но сейчас неизвестно, успеют ли всё оставшееся оборудование довести в Россию.

Но часть оборудования привозится не в Россию, а в Китай. Там это всё монтируется в специальные большие модули и уже их доставляют в Мурманскую область в Белокаменку. Уже там модули ставят на платформу. Если Китай вдруг не подключится к европейским санкциям и поставки проведут без задержек, то есть надежда, что проект «Арктика СПГ 2» все-таки успеют доделать и запустить его, как планировалось.

Однако и в этой ситуации могут быть свои плюсы. По крайней мере так считает наш собеседник. Не смотря на то, что российским производителям СПГ сейчас очень сложно справиться со всем ограничениями, выход для них есть и возможно им может стать — китайский путь, а именно выпуск аналогичного оборудования и развитие собственного производства.

По словам Игоря Юшкова, собственную технологию по строительству крупнотоннажного завода СПГ предполагалось разработать и полностью локализовать в России к 2030 году, плюс еще несколько лет на возведение и только к 2035 году — ввод проекта. Однако эксперт считает, что в настоящее время эти планы уже не актуальны.

Видимо в целом тактика энергоперехода у западных стран никуда не денется и встанет вопрос, а куда вообщем-то девать весь этот газ и насколько он будет конкурентоспособен в условиях, когда в мире будет сокращаться потребление газа. Даже Китай говорил о том, что достигнет углеродной нейтральности к 2060 году. А успеют ли инвесторы окупить наш проект, если только к 2045 году планируется его запуск?

Он считает, что целесообразнее рассмотреть возможность строительства среднетоннажных установок для СПГ, но в большем количестве.

Условного говоря для 15 млн тонн производства СПГ строишь не 3, а 15 очередей по 0,9, как это было опробовано в рамках «Ямал СПГ 4» — очередь имеет мощность 0,9 млн тонн и она построена на базе российских арктических технологий «Каскад» и отечественного оборудования. Да, там были претензии к качеству, да долго не могли запустить эту очередь, не без проблем. Глава «НОВАТЭКа» Михельсон критиковал качество оборудования. Но это болезнь роста. Если поставить задачу по выпуску подобного оборудования, отшлифовке качества, то это вполне можно реализовать.

Игорь Юшков напомнил, что в США также строятся много очередей, но меньшей мощности до 1 млн тонн СПГ. И это, по его словам, «нормальная, рабочая схема».

Источник: Муксун.fm, 12.04.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики