Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что поможет бюджету не потерять доходы от добычи нефти, угля и газа

Что поможет бюджету не потерять доходы от добычи нефти, угля и газа

Наибольший риск для бюджета России несет не снижение экспорта нефти, газа и угля, а падение из-за этого их добычи, которое приведет к уменьшению налоговых поступлений в казну. Постепенный отказ от наших углеводородов западных стран уже происходит. Если он ускорится по политическим причинам, то все выпадающие объемы поставок на Запад перенаправить на Восток не получится. И выходом в такой ситуации будет увеличение внутреннего потребления и расширение инфраструктуры для наращивания экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В апреле добыча нефти в России снизится на 4-5% по сравнению с мартом из-за изменения маршрутов доставки, проблем со страхованием и фрахтом судов, в начале месяца заявил вице-премьер Александр Новак. Если брать мартовские результаты поступления средств в бюджет от добычи нефти (1,08 трлн рублей), то снижение производства на 5% - это 54 млрд рублей. При этом экспортная пошлина на нефть в марте принесла 88,1 млрд рублей. То есть снижение отгрузок нефти за границу даже на 50% окажет меньшее влияние на пополнение казны, чем анонсированное падение добычи.

Но добыча углеводородов в России привязана к их экспорту. В 2021 году за границу было отправлено 43% нефти (из них более 60% ушли в Европу), 31% газа (в Европу - почти 75%) и свыше 50% угля (в Европу - свыше 22%). Поэтому снижение поставок в западном направлении будет приводить к падению показателей добычи.

инфографика "РГ" / Александр Чистов / Сергей Тихонов

На первый взгляд наиболее критично выглядят цифры по нефти. Но на деле именно ее экспорт проще перенаправить в страны АТР. Основная часть поставок за границу происходит морем, по трубопроводу "Дружба" в Европу в 2021 году было поставлено только 35 млн тонн нефти - чуть менее 7% от общероссийской добычи. Конечно, морские поставки из портов Балтики и Черного моря в близлежащие страны Европы - это совсем не то, что транспортировка вокруг континента через Суэцкий канал в Китай или Индию. Но с учетом рекордных котировок барреля затраты на доставку отбиваются. Большей проблемой является замена танкеров, для поставки в АТР нужны суда другого класса и грузоподъемности.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в результате снижения экспорта добыча нефти в нашей стране может упасть максимум на 10%. Моментальный отказ от наших нефти и газа для стран Европы невозможен по экономическим причинам, на это потребуется 4-5 лет - по нефти и 6-8 лет - по газу. Но в дело может вмешаться политика, решение может быть принято европейскими чиновниками вопреки здравому смыслу, отмечает эксперт.

Самая сложная ситуация - с газом. Основной поток экспорта уходит на Запад. Объемы нашего производства сжиженного природного газа (СПГ), не зависящего от трубопроводов, сейчас составляют около 42 млрд кубометров в год и серьезно вырасти должны только к 2025-2026 году. Причем с учетом запрета ЕС на поставки в Россию оборудования для заводов СПГ и эти сроки могут быть скорректированы. С Китаем есть договоренность о строительстве газопровода с Дальнего Востока на 10 млрд кубометров, и в процессе согласования находится проект газопровода "Союз Восток" через Монголию мощностью до 50 млрд кубометров в год. Но реализация этих проектов - дело не одного года, и пока единственный рабочий маршрут поставок газа на Восток - "Сила Сибири", который только в 2025 году должен выйти на проектную мощность в 38 млрд кубометров в год. Для сравнения, мощность наших газопроводов в сторону Европы без учета транзита через Украину и поставок в Турцию - 158 млрд кубометров (включая "Северный поток-2").

С углем схожая ситуация, возможности железнодорожной инфраструктуры на Востоке ограничены, но здесь Россия не так зависит от поставок на Запад. Основные объемы экспорта идут в страны АТР, а какую-то часть поставок получится осуществлять через западные порты.

В результате, если отталкиваться от показателей 2021 года, снижение добычи нефти и газа только на 10% в этом году уменьшит поступления в бюджет на 812 млрд рублей (3,2% от всех доходов - 25,3 трлн рублей). А учитывая рост цен на нефть и газ, экспортную пошлину, эффект на рынок труда и заказ промышленности, потери могут быть значительно больше.

Выход здесь напрашивается один - не допустить снижения добычи можно ростом внутреннего потребления. По самой уязвимой для российского экспорта позиции - газу, с точки зрения управляющего партнера КПМГ в России Антона Усова, оптимальным решением остается внутренняя газификация регионов РФ, которая позволит увеличить внутреннее потребление "голубого топлива".

Еще одной из возможностей увеличения внутреннего спроса на нефть и газ в России является наращивание их использования в нефтехимическом производстве, считает партнер департамента консалтинга "Делойт и Туш" Йорг Дорлер. Но строительство химических заводов занимает несколько лет, и в России оно сильно зависит от использования иностранных технологий, а также привлечения заемных средств, которые часто выделялись западными банками. С учетом вышеперечисленных проблем расширять химическое производство будет очень сложно, считает эксперт.

С этим согласен главный аналитик компании "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. По его мнению, развитие энергоемких производств может повысить внутреннее потребление нефти и газа, но для этого нужен доступ к технологиям и рынкам.

С точки зрения Симонова, проблемы с технологиями мы создали себе сами, растеряв их за последние тридцать лет. Теперь их нужно воссоздать, но уже с учетом последних наработок иностранных производителей. Он считает, что переработка нефти и газа может способствовать поддержанию уровня добычи, но производство обязательно должно быть привязано к смежным отраслям, например, к выпуску удобрений или упаковки.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 17.04.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики