Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС придумал новую санкционную уловку: потолок цен на российскую нефть

ЕС придумал новую санкционную уловку: потолок цен на российскую нефть

Эксперт объяснил, кто больше всего пострадает от искусственных ограничений стоимости топлива

Страны ЕС, угрожающие отказаться от закупки российской нефти, но не желающие при этом погружаться в масштабный экономический кризис, придумали новый способ наказать Москву энергетическими санкциями. Еврокомиссия не готова объявлять полное эмбарго, но обсуждает вопрос введения потолка цен на «черное золото», экспортируемое попавшими в категорию «политически токсичных» отечественных производителей углеводородов. По словам эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, регулирование стоимости сырья со стороны Евросоюза скорее нанесет больший финансовый урон покупателям энергоносителей, нежели поставщикам горючего.

- Вместо введения полного эмбарго на поставки российской нефти, страны Евросоюза обсуждают возможность установки «потолка цен» на «черное золото» из нашей страны. Можно предположить, как будет работать подобный механизм?

- Исторических примеров, когда для определенного экспортера энергоресурсов на свободном мировом рынке были бы установлены ценовые рамки за поставки сырья, не существует. На страны, в отношении которых объявлялось торговое эмбарго, налагался полный запрет на продажу того или иного товара, не включающий в себя пункты о стоимостном лимитировании продукции. Слова верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Евросоюза Жозепа Борреля подтверждают отсутствие единого мнения у стран ЕС относительно будущего энергетического баланса континента. Одним государствам по силам отказаться от закупки «черного золота» у российских поставщиков, поскольку их топливные потребности довольно малы и эти объемы можно относительно дешево заменить альтернативными поставками арабских добытчиков или США. А другим переоформление импорта углеводородов обойдется в кругленькую сумму, которая ляжет неподъемным грузом как на всю экономику этих стран, так и на финансовое положение конкретных жителей.

- Если инициатива озвучена, то в конечном счете она будет реализована?

- Для начала должна быть разработана законодательная база, позволяющая подтвердить возможность подобных ограничений. В настоящее время можно лишь умозрительно предположить, как в таком случае придется юридически оформлять сделки между поставщиками и покупателями сырья. Например, баррель североморской смеси Brent будет стоить $100. Тогда для российской марки Urals должна быть установлена официальная скидка — условно в 30%. Между тем, внести подобного характера калькуляцию в долгосрочные контракты, цены в которых остаются коммерческой тайной, или в сделки на краткосрочном, спотовом рынке практически невозможно. Частные европейские компании, закупающие «черное золото» в России, не смогут в таком случае прогнозировать свою прибыль и осуществлять инвестиционные проекты. Установка верхних пределов для покупки российской нефти способна полностью разрушить торговое взаимодействие не только российско-европейского бизнеса, но и внутренние обязательства участников ЕС.

- А что будет с ценами: котировками Brent и Urals?

- Точно предугадав ответ на этот вопрос, можно стать миллиардером. И это не шутка. Наверняка, разного рода биржевые спекулянты начнут активно пользоваться рыночной неразберихой, чтобы с выгодой выбраться из нестабильной, искусственно созданной, ценовой ситуации. Тем не менее, финансовые потери европейских потребителей окажутся гораздо выше урона экспортеров сырья — то есть, России. Федеральный бюджет нашей страны, как известно, рассчитан из нефтяных котировок в $44-45 за баррель. Стоимость «бочки» сейчас в два- два с половиной раза превышает этот уровень. Другими словами, если стоимость российского экспортного сырья даже за счет непонятных ценовых ограничений упадет, то экономика нашей страны конечно, проиграет, но явно не рухнет. Казна некоторых европейских государств отреагирует на ценовые колебания энергоресурсов гораздо болезненней — для ряда участников ЕС повышение стоимости барреля даже на один-два доллара может вылиться в несколько процентов потерь ВВП.

- То есть, в случае установки ценовых лимитов на российскую нефть мировая рыночная стоимость энергоресурсов возрастет?

- Такие последствия не вызывают сомнений. Оперативно наладить поставки альтернативного сырья у европейских стран не получится — даже частичная замена импорта углеводородов займет не менее полугода. Баррель Brent или других политически «нетоксичных» смесей поднимется до $150-180. Кроме того, европейские потребители рискуют столкнуться с топливным дефицитом, и дрова, которыми сейчас советуют отапливать жилое помещение отдельные «прогрессивные» чиновники континента, окажутся востребованы наравне с бензином.

- Какие контрмеры может предпринять руководство России?

- Введение полного моратория на зарубежные поставки углеводородов. Наша позиция должна выглядеть следующим образом: если импортеры начинают диктовать собственные, отнюдь не рыночные способы установки цен на энергоресурсы, то Россия в ответ может полностью отказаться от обеспечения европейского топливного баланса, переправив экспортное сырье на азиатские рынки.

- Но тогда нам придется опять мириться со скидками, которые наверняка будут требовать крупные азиатские потребители энергоресурсов — Китай и Индия?

- Покупатели Азиатско-Тихоокеанского региона уже сейчас приобретают российские баррели с дисконтом в $30. Однако спрос на горючее в этих государствах растет как на дрожжах. Даже с помощью нетрубопроводного транспорта, а танкерного флота отечественные производители смогут увеличить заграничные поставки, и, соответственно, нивелировать ущерб от возможных европейских ограничений тарифов на нефть. В результате, самый ощутимый ущерб почувствуют как раз-таки европейцы, пытающиеся путем санкций финансово наказать Кремль: им придется снова столкнуться с угрозой топливного кризиса и закупать углеводороды по искусственно завышенным ценам, а их азиатские конкуренты смогут договариваться с Россией о поставках дешевого топлива.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 26.04.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики