Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Революция в Египте и ее последствия

Революция в Египте и ее последствия

Конечно, все обратили внимание, что цена на нефть резко выросла, а это для России, естественно, выгодно. Но я бы отметил еще два очень значимых последствия событий,  которые в Египте происходят.

Момент первый, очень важный, связан с тем, что революция в Египте сразу же поставила под вопрос перевозки нефти из Персидского залива через Суэцкий канал в Европу. Мы понимаем, что поставки через Красное море в Средиземное море плюс Суэц – это наиболее рентабельный и быстрый путь. И вот выяснилось, что моментально канал может быть перекрыт и Европа лишится наиболее близкого варианта доставки нефти из Персидского залива. Да, сегодня фрахт судов стоит не так дорого, но оказывается, что политические риски таких перевозок крайне значительны. На карте мира есть несколько таких точек. Там даже революцию не обязательно устраивать – силами военно-морской группировки транзит в эти точки вполне может быть перекрыт, и никакой альтернативы нет. Сегодня заблокировать канал или пролив какой-то – это не такая большая задача. Перекройте Ормузский пролив, и все – у вас поставки нефти из Персидского залива полностью блокированы. Перекройте Малаккский пролив, и вы лишаете Китай наиболее простой возможности получения нефти из Персидского залива и Африки. Перекройте Панамский канал, и у вас сразу проблемы с транзитом нефти из Южной Америки в Азию. Вот элементарные примеры того, как сегодня растут риски морских перевозок, как легко осложнить логистику. Второй момент еще более любопытный: Египет рассматривался Европейским Союзом как серьезная альтернатива России, а самое главное – рассматривался как политически более надежная альтернатива. Обратимся к документам консорциума по строительству газопровода Набукко, где официально Египет указан в качестве одного из источников получения газа в трубу. Напомню, Набукко затевался как труба, которая должна поставить газ из альтернативных России стран, при этом надежных. В список политически надежных стран попали и Ирак с Ираном, и Египет. Как теперь объяснить, что Египет считался более политически надежной страной, чем Россия? Как теперь авторы идеи Набукко будут объяснять потенциальным покупателям, каких поставщиков они себе избрали? Израиль, например, всегда говорил, что Египет – главная для него угроза энергетической безопасности, потому что Израиль весь газ получает из Египта. Это очевидное противоречие, что Европа называла Египет спасением, а Израиль говорил, что Египет огромная угроза, уже давно бросалось в глаза.

Это уже вторая революция на севере Африки. Я абсолютно убежден, что то же самое через некоторое время будет в Ливии, потом потенциально в Алжире. А север Африки – один из крупнейших поставщиков газа в ЕС. И этот регион считается политически надежным? Там нет никаких вопросов к надежности поставок? А к России такие вопросы возникают! Интересно, из четырех стран в двух уже - революции, две другие - под вопросом, и ничего, Европейский Союз всегда смотрел достаточно спокойно на это. Вот, пожалуйста, как, по принципу домино, начали сыпаться режимы. А ведь это не только нефть и газ, ЕС на полном серьезе собирался в Сахаре строить огромный комплекс по производству ветряной и солнечной энергии.

Недавно было исследование, посвященное политическим рискам. Некоторые утверждали, что оно подготовлено американскими профессионалами. И вот читаешь, что, оказывается, в Россию так же плохо инвестировать, как и в Северную Корею, Афганистан, Судан, а вот в Тунис (и это за три дня до революции) и в Египет инвестировать более выгодно, как и в Иран, Венесуэлу, Туркмению. На полном серьезе нам предлагают такую аналитику как плод высоколобых размышлений. Очевидно, люди настолько желают избавиться от России, что готовы и Египет признать надежным партнером, а потом лихорадочно думают: «Надо же, революция… Как же это объяснить?»

Египет - это второй поставщик СПГ в США, а Соединенные Штаты, несмотря на сланцевую революцию, все равно определенный объем газа закупают (ежегодно идут поставки порядка 4-5 млрд кубометров газа из Египта в США). И если Египет будет на несколько лет парализован (а придут исламисты к власти, я сомневаюсь, что будут большие поставки СПГ в Штаты), то пусть небольшой, но все же кусочек американского рынка здесь приоткроется.

Резюме такое: несмотря на весь цинизм такой позиции, конечно, события в Египте скорее России выгодны.     

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики