Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перенаправление «Северного потока — 2» поможет российским химикам и металлургам

Перенаправление «Северного потока — 2» поможет российским химикам и металлургам

«Газпром» решил задействовать мощности «Северного потока — 2» для газификации северо-западных регионов России. Подобная переориентация делает эту часть страны привлекательной для реализации газоемких промышленных проектов в химии и металлургии.

Сегодня стало известно, что «Газпром» может задействовать избыточные российские сухопутные газотранспортные мощности проекта «Северный поток — 2» для внутрироссийских целей, а именно — для развития газоснабжения регионов северо-западного региона нашей страны.

При этом, как отметили в холдинге, если Германия все же через некоторое время даст согласие на полномасштабную эксплуатацию «Северного потока — 2», то в работу с полной загрузкой сможет быть включена только одна нитка газопровода. Ввод в эксплуатацию второй линии будет возможен в отдаленной перспективе. В компании в данном контексте называют 2028 год.

«Газпром» заинтересован в максимальной загрузке инфраструктуры

После приостановки германским правительством в конце февраля текущего года сертификации проекта «Северного потока – 2» по политическим причинам России оставалось только ждать, когда экономика и здравый смысл возьмут в Европе верх над политикой и потаканию интересам США. 

Однако российский газовый гигант решил не сидеть сложа руки, а извлечь из потайного кармана план «Б». Тем более, что риск так и не дождаться позитивного решения от «западных партнеров» в отношении Nord Stream — 2 даже после завершения спецоперации на Украине достаточно велик.

По мнению заместителя директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева, учитывая планы ЕС полностью прекратить импорт российского трубопроводного газа к 2027-2030 годам, вероятность того, что «Северный поток — 2» когда-либо будет введен в эксплуатацию, «выглядит сегодня весьма низкой».

«При этом под данный проект была построена большая сухопутная газотранспортная инфраструктура от полуострова Ямал до Усть-Луги (новые магистральные линии на участках Бованенково — Ухта, Ухта — Грязовец и Грязовец — Усть-Луга), с которой нужно что-то делать», — заявил он «Эксперту». 

Алексей Белогорьев напомнил, что со схожей проблематикой «Газпром» уже сталкивался в 2014 году после того, как страны-партнеры отказались от поддержки проекта «Южный поток», который планировалось проложить по дну Черного моря в болгарский порт Варну.

«В результате пришлось демонтировать часть так называемого Южного газового коридора, проложенного от Саратовской области до Анапы. Оставшаяся часть была задействована для поставок газа в “Турецкий поток”. В случае коридора Бованенково — Усть-Луга ситуация лучше, поскольку “Газпром” в любом случае занимался переключением потребителей Северо-Запада с поставок из Надым-Пур-Тазовского района ЯНАО на ямальский кластер. Сейчас эта тенденция лишь усилится. Компания заинтересована в максимальной загрузке этой новой инфраструктуры, как и самого Бованенковского месторождения, чтобы обеспечить отдачу инвестиций. Кроме того, учитывая, что трубы и компрессорные станции новые, энергетическая и экономическая эффективность транспортировки по этому маршруту выше», — указал эксперт.

Как отметил Алексей Белогорьев, решение «Газпрома» нельзя назвать сенсационным. При это оно, к сожалению, не решает проблем с замороженными инвестициями, которые были сделаны в подводную часть «Северного потока — 2». 

«Стоит отметить, что, строго говоря, коридор Бованенко-Усть-Луга расширялся не только под “Северный поток — 2”, но и под “Балтийский СПГ” и газоперерабатывающий завод в Усть-Луге общей мощностью 45 млрд м куб в год, однако судьба этих проектов в условиях антироссийских санкций со стороны ЕС и США тоже повисла в воздухе», — добавил он.

Инвестпривлекательность северо-запада России повысилась

В свою очередь заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач в беседе с корреспондентом «Эксперта» заметил, что подобная инициатива со стороны «Газпрома» является скорее уникальной, чем рядовой. Несмотря на то, что строительство экспортных газопроводов всегда приводило к газификации сопредельных территорий, случаев, когда предназначенные для экспорта объемы переориентировались на внутренний рынок, фактически нет, подчеркнул он.

Кроме того, данный шаг «Газпрома» может стать не только ключом к решению проблемы газификации отдельных территорий таких регионов, как Республики Коми, Вологодская, Ленинградская, Псковская и Новгородская области. Подобная переориентация «Северного потока – 2» будет привлекательна и для потенциальных инвесторов в новые масштабные газоемкие проекты. В данном контексте речь может идти, например, о химических и металлургических производствах.

«Это возможность сравнительно легко получить договор на поставку и подключиться к ГТС. Дело за правительством, Минпромторгом и региональными властями, чтобы создать дополнительные стимулы для таких инвестиций», — считает Алексей Гривач

Данную точку зрения подкрепляет и сегодняшнее заявление губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко.

«В Ленобласти есть территории, где готовы принять газ опережающими темпами. Речь идет как о газификации частных домохозяйств, так и об использовании инфраструктуры “Северного потока – 2” для ускорения реализации ряда инвестиционных проектов в регионе», — констатировал он.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.Ru, 05.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики