Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политика с двух сторон трубы

Политика с двух сторон трубы

На Каспийском газовом форуме в Баку осенью прошлого года у меня завязалась любопытная дискуссия с Рейнхардом Митчеком, управляющим директором Nabucco Gas Pipeline International – консорциума, который занимается строительством этого широко известного газопровода. Он решительно отказывался принимать мои аргументы о политизированности проекта, уверяя, что в его основе лежат только коммерческие интересы. Однако мы видим, что вроде бы коммерческий проект приходится проталкивать при помощи именно политических инструментов. И его лоббистами выступают европейские политические тяжеловесы вроде президента Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу.

Можно, конечно, сказать, что политики и должны помогать значимым коммерческим начинаниям, однако Nabucco обрастает уж слишком широкой политической инфраструктурой, и в государственных органах власти стран ЕС даже появляются официальные должности, связанные с трубой – скажем, в Венгрии есть посол по особым поручениям по вопросу продвижения Nabucco.

Или вот еще пример – Болгария заявила, что займет 1,2 млрд евро у Европейского инвестиционного банка для строительства газопровода Nabucco. Нюанс в том, что акционером проекта Nabucco является вовсе не вся Болгария, а Болгарский энергетический холдинг – хотя это и госкомпания, но все же не одно и то же. Между тем болгарский премьер Бойко Борисов лично занимается поиском денег для трубы, намереваясь существенно увеличить государственный долг ради данного проекта.

ЕС считает Nabucco важным элементом обеспечения своей энергетической безопасности, а если называть вещи своими именами – снижения зависимости от России. Сомнительно, что такую цель можно назвать коммерческой. Так что политика тут изначально доминирует.

Впрочем, это не новость. Но все же казалось, что политика включается только на выходе из трубы, то есть со стороны спроса. Однако, к удивлению Евросоюза, политика обнаружилась и на другом конце, со стороны предложения. Случилось то, что на самом деле неизбежно должно было произойти. Азербайджан устами некоторых своих политиков прямо связал перспективы строительства Nabucco с решением вопроса Нагорного Карабаха.

К этому его во многом подтолкнул сам ЕС, вынужденный заигрывать с Баку из-за поставок газа.

Последний визит в Азербайджан представителей Еврокомиссии, в том числе и Жозе Мануэля Баррозу, привел к возникновению интересной коллизии: МИД Азербайджана выразило глубокое беспокойство тем фактом, что, по их версии, во время своего выступления в Баку Баррозу сказал про территориальную целостность Азербайджана (что там однозначно трактуется как возврат Карабаха), а в размещенной на официальной интернет-странице Еврокомиссии распечатке этого куска уже не было. Один депутат Меджлиса АР отметил, что Карабах и Nabucco – связанные темы.

Азербайджан четко показал, что газ для него - не просто товар, а инструмент решения политических вопросов. Дело в том, что если бы Баку подходил к теме продажи газа только с коммерческой точки зрения, то у Европы вообще было бы мало шансов получить «голубое топливо». На что, кстати, я также указывал Митчеку. Объясняется это предельно просто.

Для реализации проекта Nabucco надо будет получить конкурентоспособную цену на газ на границе Азербайджана. Но выдержать конкуренцию с Россией здесь сложно. Азербайджан уже имеет соглашение о продаже газа с РФ. Еще в 2010 году «Газпром» и Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) подписали дополнение к действующему контракту купли-продажи азербайджанского природного газа, согласно которому с 2011 года объемы закупок возрастут до 2 млрд куб.м в год. «Газпром» много раз говорил о том, что готов купить весь свободный газ у Азербайджана. Контракт такую возможность предусматривает – но, с другой стороны, жесткого обязательства продавать газ России Азербайджан на себя брать не стал. Понятно почему – чтобы иметь пространство для торга.

На прошлой неделе прошла встреча председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и президента ГНКАР Ровнага Абдуллаева, где достигнута договоренность о том, что закупка азербайджанского газа будет вестись на основе формулы цены, привязанной к нефтяной корзине. По сути, Москва еще раз предложила купить любой объем газа по комфортной для Азербайджана цене. Сегодня это более 200 долл. за тысячу кубометров на границе Азербайджана и России. И это достаточно высокий уровень.

Если взять цену, которую сегодня платит Россия за азербайджанский газ, и добавить планируемую цену транспортировки газа по Nabucco до европейских покупателей, то выяснится, что консорциуму придется продавать газ в Европе дороже 320 долл. за тыс. кубометров. Это соответствует ценам по долгосрочным контрактам «Газпрома», которые, собственно, и не устраивают покупателей. «Газпром» же формально не собирается закупать азербайджанский газ для закачки в «Южный поток», который в ЕС рассматривают как конкурента Nabucco. В него может быть направлен российский газ, себестоимость доставки которого до входа в трубу составит 50-60 долл. за тыс. кубометров. При таком подходе ЕС не сможет сделать Азербайджану коммерчески выгодное предложение – разве что дать ему возможность прямых продаж на европейском рынке. Но это вряд ли устроит европейские энергетические компании. Остается одна возможность – обменять газ на политику. Баку цену уже назвал.

Азербайджан понимает, что углеводороды – хороший инструмент решения проблемы Карабаха. Пока растущая добыча как раз открывает окно для таких возможностей. Но окно это будет открыто не вечно. По прогнозу экспертов, уже после 2011 года может начаться снижение производства нефти на крупнейшем блоке месторождения Азери–Чираг–Гюнешли. Есть даже прогнозы, что после 2020 года Азербайджан может стать импортером нефти. А ведь нефть и нефтепродукты – это более 90% экспорта из Азербайджана. В этой связи Азербайджан рассчитывает на роль транзитера казахской нефти по известному нефтепроводу Баку-Тбилисси-Джейхан. Однако после решения о расширении мощности Каспийского трубопровода, соединяющего Казахстан с российским портом Новороссийск, с 34 млн тонн до 76 млн тонн казахская нефть получает альтернативный маршрут доставки до потребителей.

Основные надежды Баку в газовой сфере связаны с месторождением Шах-Дениз. Проектный максимум первой фазы проекта изначально был определен в 8,6 млрд м3 в год. Основные экспортные ожидания относятся ко второй фазе, срок запуска которой пока не определен. Изначально говорилось о 2016 годе, но, возможно, эта дата будет отодвинута. Максимальный объем добычи планируется на уровне 16-20 млрд м. куб, но уже через 6-8 лет месторождение выйдет на пик добычи. Теоретически, у Азербайджана есть 10-15 лет, пока уровень добычи будет высоким.

Следовательно, политический торг лучше завершить в процессе подписания контрактов на поставки. Поэтому Баку уже в 2011 году намерен интенсифицировать переговоры с потенциальными покупателями газа второй очереди Шах-Дениза. Вопрос в том, как же быть с политическими уступками, особенно если принять во внимание – добровольно Армения Нагорный Карабах отдавать не собирается.

Впрочем, это не единственная пороховая бочка в данном регионе. Другая во многом заложена самим Nabucco и проектом Южного газового коридора. Речь идет о Туркмении и проекте Транскаспийского газопровода. Дело в том, что реального экспортного потенциала второй фазы Шах-Дениза явно мало для Nabucco. Поэтому газ из Туркмении просто необходим. Однако правовой статус Каспия еще не определен, что дает России все основания оспорить правомочность строительства Транскаспийской трубы. Россия настаивает, что в отношении трубопроводов на Каспии должен действовать принцип общего согласия прикаспийских стран, которых всего пять. Однако ЕС и США предлагают другой принцип – чтобы о газовой трубе договорились Баку и Ашхабад вдвоем. Об этом прямо говорил Баррозу во время своего последнего визита в Азербайджан и Туркмению. Спецпредставитель США по вопросам энергетики Евразии Ричард Морнингстар также заявил в одном из своих недавних интервью, что США всегда придерживались той точки зрения, что только Азербайджан и Туркмения должны решать судьбу проекта.

Однако ЕС и США, подталкивая Туркмению к строительству, полноценных политических гарантий дать не могут – видимо, понимая шаткость юридических аргументов и предсказывая жесткую реакцию Москвы. Ее, к слову, в этом вопросе явно поддержит Китай, которому совершенно не нужен канал «утечки» газа из Туркмении в ЕС, что неизбежно повысит амбиции и  ценовые претензии Ашхабада.

Таким образом, вроде бы коммерческий проект порождает нешуточные политические страсти. Остается все же надежда, что его авторы не дадут вылиться им в нечто более серьезное.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности

Опубликовано: РИА Новости, 04.02.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики