Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Проект газопровода Нигерия-Европа — пустышка. Россию опять используют как пугало для ЕС

Игорь Юшков: Проект газопровода Нигерия-Европа — пустышка. Россию опять используют как пугало для ЕС

Западные СМИ твердят, что Европе нужно остановить Россию, которая собралась участвовать в строительстве газопровода Нигерия-Европа через пол-Африки, и Европа, мол, опять окажется газозависима от России. Но надо ли России участие в этом проекте? Разговоры о нем ведутся достаточно давно и, видимо, с подачи самой Нигерии. Но окупить его может быть крайне сложно, если не невозможно, так считает аналитик Финансового университета Игорь Юшков, он поделился своим мнением с Накануне.RU:

— Проект этот полумифический, никто его реализовывать, видимо, не собирается, потому что он совершенно непонятный. Во-первых, у Нигерии нет достаточных объёмов газа — то, что они добывают, в основном экспортируют в виде СПГ, у них есть СПГ-завод, а газопроводов у них практически нет. По территории Нигерии небезопасно прокладывать газопроводы — там запрещенная в РФ террористическая группировка "Боко Харам" постоянно что-то взрывает, поэтому такой вариант весьма сомнителен. Получается, они собираются проложить его по шельфу вокруг Африки — и это будет один из самых протяжённых газопроводов в мире, что значит огромные инвестиции.

Плюс, они этот газ собираются поставлять в другие страны, а там спроса как такового нет, денег на то, чтобы покупать по таким высоким ценам этот газ, тоже нет. И до Европы он и не доходит, в основном его маршрут проходит через африканские страны, в Нигерии, потом сворачивает в Марокко. Но в Марокко тоже спрос небольшой, хотя это государство заинтересовано, конечно, в газе. Раньше его Алжир поставлял, потом они поссорились, и Алжир прекратил транзит через них и пригрозил Испании, что если те в реверсе будут отправлять в Марокко, то они и испанцам газ отключат. Очень жёсткая позиция, поэтому в Марокко, действительно, есть дефицит, но, опять же, совершенно нерентабельно тащить через половину Африки газопровод, чтобы запитать Марокко. Там объёмы поставок небольшие.

То есть какой-то смысл был бы, если бы из Нигерии протянулся бы газопровод через Сахару — через Мали либо Буркина-Фасо в Алжир, там подключился бы к алжирским газопроводам или расширился бы и поставлял в Европу — тогда да, это ещё хоть какой-то смысл имеет, если бы Нигерия смогла выдать 30-50 млрд кубометров. Но они не могут столько добывать. Опять же, возникает вопрос рентабельности подобных проектов, ведь европейцы говорят, что они будут проводить и дальше декарбонизацию. Вот вы сейчас вложите десятки миллиардов долларов, а через пять лет спрос на газ в Европе упадёт, цены понизятся и вы не окупите свои инвестиции. Никто вкладывать такие деньги в такой рискованный проект не будет.

Почему же речь идет про Россию? Россию они приплели исключительно как страшилку для европейцев: смотрите, Россия интересуется, поэтому если вы сейчас нам деньги и инвестиции не принесёте, не будете с нами переговоры вести, мы с Россией будем дела делать. То есть Россия используется как пугало. Поэтому это лишь попытка привлечь внимание европейцев. Я сомневаюсь, что вообще какие-либо переговоры с российской стороной были. Они даже просто сказали, что ведут переговоры с русскими, без каких-либо наименований, названий и имен. С кем и чем — никакого подтверждения нет, и я думаю, в Москве переговоров толком никаких и не было.

Поэтому России, конечно, бессмысленно в этом участвовать. Нашей стране выгодно, чтобы Нигерия вообще никак не экспортировала газ, а если экспортирует, то пусть отправляет на азиатские рынки, потому что нам сейчас важно, чтобы европейцы понимали, насколько они зависят от российского газа, и не видели ни в чём альтернативы, и Россию воспринимали именно как безальтернативного поставщика, потому что это сдерживает санкционное давление, последние разрывы отношений и конфликт в целом.

Источник: Накануне.RU, 18.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики