Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть настаивается в портах

Нефть настаивается в портах

 

Действительно ли упал спрос на российское сырье

 

Reuters сообщает о рекордном количестве невостребованных танкеров с российской нефтью. Как пишет агентство со ссылкой на данные аналитиков Vortex, трейдеры с трудом находят покупателей на марку Urals. Сейчас в море якобы находятся суда, на борту которых около 62 млн баррелей российского сырья. Это в три раза больше, чем до начала военных действий на Украине. Издание сообщает, что число невостребованных танкеров достигло рекордных 15% от общего числа.

Однако собеседники “Ъ FM” утверждают, что значительная часть нефти переливается с одних судов на другие в попытке обойти санкции. Главный редактор медиапортала «Федерация лизинга» Алексей Екимовский напоминает, что российским танкерам запрещено заходить во многие порты:

«Это связано с санкциями. Они могут стоять на рейде в ожидании продвижения, но, во-первых, для того, чтобы судно совершило путь, ему по дороге нужно зайти в какой-то порт на обслуживание, заправиться и так далее. Шипчандлерские услуги, провизию завести. Они, соответственно, не могут туда зайти, а иной раз и продолжить движение. Во-вторых, существует такая история, как перевалка груза на рейде, то есть два танкера могут встретиться фактически в открытом море и перелить из одного в другой нефть, нефтепродукты и любой жидкий груз — это спокойно делается в море».

Евросоюз продолжает обсуждать шестой пакет антироссийских санкций. По словам министра экономики Германии Роберта Хабека, уже в ближайшие дни страны ЕС могут согласовать эмбарго на российскую нефть. В то же время глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в интервью MSNBC выступила против полного и немедленного запрета. По ее словам, это не возымеет эффекта, которого ожидают некоторые европейские лидеры. С этим соглашается и ведущий сотрудник Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, ситуация показывает, что единства по вопросу очередных санкций в Европе нет:

«Эффекты в случае введения этого эмбарго противоречивые. Они же хотят не себя лишить нефти, а Россию — финансирования, а это значит, что она никуда не должна отправлять продукцию, вообще экспортировать ее не должна. Если они введут, как и предполагалось в первоначальной версии шестого пакета санкций, запрет на перевозку российского сырья, тогда действительно это создаст проблемы, и мы будем вынуждены остановить существенную долю того, что экспортируем в Европу, и, соответственно, добычу. Но это приведет к повышению цен на нефть в мире. Получается, что европейцы от этого пострадают, а Москва все равно часть сырья будет поставлять на азиатские рынки, где увеличит свои заработки.

Пока мы видим, что Европа вроде как делает вид, что принимает новые санкции, давит на Россию и закупает все меньше сырья, но при этом она заинтересована, чтобы РФ успешно нашла новые рынки сбыта. И мы действительно потихоньку все больше уходим на азиатские, например, существенно увеличили поставки в Индию. Вместо России частично приходит Саудовская Аравия, африканские производители, которые ушли с азиатских рынков — по сути, мы поменялись рынками сбыта. Вариант с постепенным эмбарго более реален. Но тут основная проблема в том, что за последние пару лет достаточного объема инвестиций в новые проекты не было. Пока процесс наращивания добычи в других странах очень сильно пробуксовывает из-за недоинвестирования в последние годы».

Главный противник нефтяного эмбарго в Европе — Венгрия. Премьер-министр страны Виктор Орбан сравнил такие меры с «атомной бомбой для венгерской экономики». Будапешт потребовал от Брюсселя предоставить инвестиции и компенсации в размере €18 млрд для смягчения удара по бюджету в обмен на согласие по вопросу эмбарго. Будет ли эта выплата единоразовой, власти Венгрии не уточнили.

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 24.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики