Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Топливный расчёт: как могут измениться цены на бензин в России до конца лета

Топливный расчёт: как могут измениться цены на бензин в России до конца лета

Европа может столкнуться с дефицитом топлива после запрета на импорт нефти из России, считает зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев. По его словам, теперь европейцам придётся «рыскать» по всему миру в поисках сырья такого же качества. При этом цены на автомобильное горючее в ЕС продолжают стремительно расти, как и в США, которые ранее тоже отказались закупать углеводороды у Москвы. В России тем временем цены на автозаправках, напротив, постепенно снижаются. По словам экспертов, на фоне западных санкций энергетические компании стали активнее поставлять топливо на внутренний рынок. Как в этих условиях может измениться стоимость бензина и дизеля на российских АЗС летом — в материале RT.

Новые санкции Евросоюза в отношении Москвы провоцируют «пожар революции» в мировой экономике, а отказ ЕС от российской нефти рискует обернуться острой нехваткой горючего в Европе. Об этом в понедельник, 6 июня, заявил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев.

«Европейцам придётся рыскать по всему миру в поисках сырья такого же качества. При этом они столкнутся с дефицитом отдельных видов топлива, таких как дизель, который необходим для грузовиков и сельскохозяйственной техники. И они знают, что всё равно надо будет найти серые схемы, чтобы получить наше сырьё, как-то его оплатить, обойдя собственные идиотские санкции», — написал Медведев в своём Telegram-канале.

 

Напомним, в конце мая европейские власти после долгих переговоров согласовали новый, уже шестой по счёту пакет антироссийских санкций. Рестрикции были утверждены 3 июня и подразумевают в том числе частичный запрет на импорт нефти и нефтепродуктов из РФ.

Примечательно, что ограничения касаются только морских поставок, в то время как прокачка российского сырья в ЕС по трубопроводам продолжится. Более того, одобренные санкции должны окончательно вступить в силу не одномоментно, а только через шесть—восемь месяцев.

«Сразу отказаться от нашей нефти — никак. Свои же граждане и бизнес могут поставить к стенке. Поэтому решили растянуть проект на несколько месяцев», — пояснил Медведев.

Отметим, что ещё до введения эмбарго на поставки нефти из России стоимость автомобильного горючего на европейском рынке начала заметно расти. Так, с момента объявления о первом пакете антироссийских мер в конце февраля 2022 года бензин в среднем по ЕС подорожал на 17,6% — до €2,01 за литр (около 131 рубля), а дизель — на 16,7%, до €1,86 (порядка 121 рубля). Такие данные содержатся в материалах Евростата.

Как отметил Дмитрий Медведев, в связи с повышением цен на топливо в Италии уже бастуют дальнобойщики, а Польша и Венгрия перекрыли въезд иностранным автомобилям. Одновременно Варшава отказалась бесплатно поставлять сырьё на Украину и теперь будет его только продавать.

По мере удорожания горючего общий уровень годовой инфляции в еврозоне ускорился до 8,1% — максимального уровня за всё время наблюдений. Специалисты ООН, в свою очередь, называют сложившуюся ситуацию шоковой для экономики Европы и не исключают вероятности наступления рецессии во многих странах региона.

Аналогичное положение дел с ценами на горючее сегодня можно наблюдать и в США, которые ещё в начале весны объявили об отказе от российской нефти. За последние три с половиной месяца литр бензина на автозаправках страны подорожал в среднем на 31% — до рекордных за всю историю $1,22 (больше 74 рублей), о чём свидетельствуют данные американского Минэнерго.

Согласно последним оценкам Минтруда США, уровень годовой инфляции в Штатах по итогам марта впервые за 40 лет вырос до 8,5%, но в апреле опустился до 8,3%. Впрочем, уже летом страна может столкнуться с новой волной роста цен в связи с наступлением автомобильного сезона и повышенным спросом на топливо в этот период. Таким мнением с RT поделился аналитик ГК «ТелеТрейд» Алексей Фёдоров.

«В июне-июле рядовых американцев и европейцев ждёт ещё более сильный всплеск инфляции. Учитывая самоубийственную политику Запада по обрыванию цепочек поставок сырья из России, других вариантов просто не остаётся. Если даже в США, где добывают и производят огромное количество энергоносителей, цены на топливо почти каждую неделю ставят новые рекорды, что уж говорить о странах ЕС, где подобных мощностей и возможностей нет», — отметил Фёдоров.

«Через окольные пути»

Как рассказал RT эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков, проблемы в энергетической отрасли США и ЕС начались ещё в 2021 году. Тогда на фоне падения инвестиций в развитие новой инфраструктуры и разработку месторождений на Западе стала расти нехватка углеводородов.

При этом европейские власти сделали ставку на зелёную энергетику и фактически запрещали компаниям вкладывать деньги в нефтегазовые проекты. Предполагалось, что переход на возобновляемые источники энергии позволит снизить цены на нефть и газ, однако этого так и не произошло, отметил Юшков.

Санкции Запада в отношении России только усугубили ситуацию, поскольку уже образовавшаяся нехватка сырья на рынках США и Евросоюза начала только усиливаться, подчеркнул Игорь Юшков. По его словам, Европа начала активнее покупать нефть у Африки и стран Ближнего Востока, но стоимость этих поставок сейчас обходится ЕС гораздо дороже из-за более высоких трат на логистику.

«В то же время Россия наращивает экспорт нефти в Индию, которая производит из неё дизтопливо как для себя, так и для европейского рынка. Таким образом, российские нефтепродукты всё равно попадают в ЕС, но через окольные пути и выше по стоимости», — объяснил Игорь Юшков.

В свою очередь, США для борьбы с ростом цен стали распродавать нефть из стратегических резервов, но эта программа скоро закончится, и Вашингтону вновь придётся покупать сырьё за рубежом по высоким ценам, считает Юшков. В результате, по мнению эксперта, стоимость горючего на американских и европейских заправках продолжит расти в обозримой перспективе.

Всё для себя

Любопытно, что в России тем временем цены на автомобильное топливо умеренно снижаются. Согласно оценке Росстата, с конца февраля литр АИ-92 в рознице подешевел в среднем на 0,78% — до 47,24 рубля, литр АИ-95 — на 0,62%, до 51,31 рубля, а литр дизеля — на 0,84%, до 54,44 рубля.

Как объясняют эксперты, в условиях внешних ограничений российские нефтяные компании стали активнее поставлять энергосырьё на внутренний рынок вместо ЕС и США. Таким образом, даже на фоне растущего потребления горючего в стране объём предложения топлива по-прежнему остаётся достаточным, что и оказывает давление на цены.

«Можно сказать, что тот избыточный объём топлива, который сейчас вызывает снижение цен в России, является одной из важнейших причин, почему топливные цены в ЕС и США стремительно растут», — подчеркнул Алексей Фёдоров.

 

Похожую точку зрения в интервью RT выразил и первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал. По его словам, переориентация поставок на внутренний рынок выгодна не только потребителям, но и самим топливным компаниям с точки зрения затрат на логистику.

Кроме того, снижение цен на бензин аналитики связывают с действием демпфера. В рамках механизма государство возмещает нефтяным компаниям недополученные доходы при поставке топлива на внутренний рынок.

Если цены на горючее внутри страны ниже экспортных, производители получают компенсацию из федерального бюджета. При более высокой стоимости сырья на внутреннем рынке компании, напротив, отчисляют в казну часть прибыли.

По мнению Алексея Фёдорова, при сохранении текущих условий в ближайшие месяцы избыток предложения на российском рынке топлива сохранится. В результате розничные цены продолжат оставаться вблизи текущих значений. Так, по прогнозу эксперта, горючее АИ-92 в среднем по России будет торговаться в диапазоне 46,5—47,7 рубля за литр, а бензин АИ-95 — в коридоре 51—52 рубля за литр.

Авторы: Владимир Цегоев, Ксения Чемоданова

Источник: RT, 06.06.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики