Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тайный заговор: что происходит с ценами на топливо в Литве

Тайный заговор: что происходит с ценами на топливо в Литве

 

Пока литовское правительство хвалится своей энергонезависимостью перед другими странами, граждане вынуждены ездить за продуктами и топливом в другую страну, потому что так дешевле.

 

На днях президент Литвы Гитанас Науседа выступил в Сейме с третьим годовым отчетом. Глава республики затрагивал как внутреннюю политику, так и внешнюю.

Во время своего выступления он также затронул тему российской специальной военной операции на Украине, антироссийские санкции и достижение Литвы – энергетическую независимость. С трибуны президент призвал страны ЕС и НАТО "освободиться от российского энергетического диктата".

Действительно еще 20 мая литовские власти приняли решение отказаться от импорта российской электроэнергии, а вступило в силу решение два дня спустя. В начале апреля Минэнерго Литвы заявило, что страна полностью ушла от российского газа и нефти.

Несмотря на гордое событие для литовского главы, граждане были в шоке от цен, которые наблюдали на заправках и в коммунальных счетах. Согласно данным Global Petrol Prices, на 13 июня стоимость за литр дизельного топлива составила 1,999 евро, средняя стоимость бензина – 2,143 евро.

Литовцы вынуждены ездить за топливом в соседнюю страну. После того, как Белоруссия открыла безвизовый режим и разрешила вывозить продукты и другие товары, за исключением определенного списка товаров из перечня Совмина, количество въезжающих из Литвы возросло.

По словам представителя таможенного департамента республики, поток машин увеличился в пять раз. Только за сутки на двух блокпостах, в Лаворишкес и Шальчининкай, из Белоруссии въехало 638 и 475 машин соответственно.

Как отметили в таможне, в основном люди отправлялись за продуктами, горючим и сигаретами. В редких случаях – навещали родственников.

Однако в этих действиях литовских властей наблюдается множество противоречий – показательно отказать от энергоресурсов, чтобы граждане ездили тратить свои деньги в другую страну, где все дешевле.

В разговоре с Baltnews ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович упомянул, что у Литвы действительно есть такое противоречие – с желаниями или амбициями с одной стороны, экономическими реалиями с другой стороны.

"Если бы Литва хотела показать пример всем остальным странам в Европе, можно было разорвать все торговые и дипломатические отношения с Россией, но она этого не делает. Значит сама, получается, ведет себя недостаточно последовательно", – рассказал Митрахович.

Он отметил, что соседи Литовской Республики – Латвия и Эстония – не спешат разрывать торговые отношения с Россией, в том числе в сфере энергетики.

На небывалый рост цен на топливо уже начали жаловаться и литовские депутаты. Мэр Паланги Шарунас Вайткус был возмущен тем, что стоимость бензина выше с каждым днем.

"Цены на горючее растут каждый день. Они выше, чем в Германии. Для сравнения: цены в Литве и в Германии сегодня. Может, стоит пересмотреть акцизы, как это сделали немцы? Чтобы хоть как-то стабилизировать рост цен?" – написал политик в своих социальных сетях.

Как отметил Митрахович, чтобы пополнять литовский бюджет, акциз должен остаться прежней.

"Акциз – розничные налоги. Это то, что дает возможность либо пополнить бюджет в первую очередь, либо еще есть вариант: акцизы могут вводиться на какие-то товары, которые воспринимаются как роскошь, чтобы их меньше было. Если пойти по пути снижения акцизы, автомобили будут более доступны, но как минимум пострадает бюджет", – объяснил эксперт.

Однако литовские власти пересматривают бюджет в сторону увеличения поставок военной помощи, а не в сторону помощи литовцев. Митрахович считает, что, в том числе поэтому, отказываться от акциза Литве было бы нерационально.

"Бюджет надо наполнять, если его часть расходуется на поддержку Украины. Это их выбор. Поскольку украинский кризис затягивает, я думаю, всем странам придется пересматривать свои бюджеты, прописывать, в том числе, и военные расходы. А как на это будет смотреть население, надо смотреть не в моменте, а на протяженности, там, через три месяца, через шесть месяцев, через год, через два", – уточнил ведущий эксперт.

Из-за цен на топливо дорожает абсолютно все. Как рассказал представитель литовской ассоциации автомобильных перевозчиков, в ближайшее время цены на услуги взлетят на 20% и более. Это может спровоцировать рост цен на товары и услуги, необходимые для обычной жизни. Точных прогнозов о будущем всех местных рынков на данный момент литовские эксперты не дают.

Источник: Baltnews Литва, 18.06.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики