Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС – и лает, и кусает?

ФАС – и лает, и кусает?

ФАС не устраивает то, какими темпами снижаются цены на российских заправках. По мнению руководителя ведомства Игоря Артемьева, цены должны падать с вдвое большим усердием. Очередная волна разбирательств с нефтяниками подкреплена известием о миллиардных штрафах по итогам необоснованного повышения цен в 2009 году. Однако довольно странной выглядит команда "ФАС" в условиях, когда с начала 2011 года решением властей были повышены акцизы на нефтепродукты, по крайней мере, если это касается бензина. Повышение акцизов первоначально хотели "компенсировать" отменой транспортного налога, но сейчас об этой мере почему-то не вспоминают. Между тем, "Единая Россия" в разных городах пикетирует "бензиновых спекулянтов". "Борьба пчел против меда", – лишь разводят руками эксперты.

Команда "ФАС" пока не приносит желаемых результатов, это признают и в антимонопольном ведомстве. Цены на топливо не падают столь активно, как хотелось бы.

Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе Росстата, за период с 8 по 14 февраля цены на бензин автомобильный остались на уровне предыдущей недели, на дизельное топливо - снизились на 2,4%. Еще неделей ранее – с 31 января по 6 февраля – цены, в основном, росли. Увеличение средних цен на бензин автомобильный тогда было зарегистрировано в 52 центрах субъектов Российской Федерации.

Отметим, что знаковое совещание Путина по вопросам ТЭК прошло в Петербурге 9 февраля, когда премьер поручил антимонопольщикам разобраться с повышением цен. Недовольство премьер-министра вызвало то, что за последние два месяца отпускные цены на дизельное топливо выросли более, чем на 35%. По итогам 2010 года цены на бензин выросли на 20%. И только за третью неделю января дизельное топливо подорожало на 44 коп.

По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, снижение цен на заправках в настоящее время идет недостаточными темпами. На АЗС крупных вертикально интегрированных компаний снижение составило в среднем не два, а один рубль. При этом снижение в опте составило 2 тыс. руб.

Руководитель ФАС напомнил, что в рамках первой и второй волны дел против нефтяников штрафы за повышение цен на нефтепродукты превысят 15 млрд руб. и что деньги уже перечисляются в бюджет, сообщает РБК.

Между тем, отметим, что с 1 января 2011 года были увеличены ставки акцизов на нефтепродукты.

Справка: В 2011 году размер акцизов на бензин, не соответствующий стандарту евро-3, 4, 5, составляет 5995 рублей за тонну, евро-3 - 5672 рубля за тонну, евро-4 и евро-5 - 5143 рубля за тонну. На дизельное топливо, не соответствующее стандартам евро-3, 4, 5, установлена ставка акциза в размере 2753 рубля за тонну, на дизельное топливо стандарта евро-3 - 2485 рублей за тонну, на дизельное топливо евро-4 и евро-5 - 2247 рублей за тонну. На моторные масла действует ставка акциза в размере 4681 рубль за тонну.

Ранее сообщалось, что с повышением акцизов будут освобождены от транспортного налога автомобили с двигателем до 150 лошадиных сил, которыми пользуется большинство населения. Но в итоге правительство решило ничего не отменять.

Как рассказал Накануне.RU замдиректора информационно-аналитического центра "Кортес" Павел Строков, воздействие акцизов действительно имело место, но, главным образом, в случае с автобензинами, а не дизельным топливом.

"Воздействие акцизов вполне понятно, явное увеличение составило 1 руб. плюс НДС на литр каждого нефтепродукта. Это было обозначено уже давно, все об этом знали, плюс к этому акцизы были проиндексированы на 10%, это постановление об ежегодной индексации в 2010 году было принято. Все остальное – это рыночная составляющая", – рассказал он.

По его словам, поскольку реальная торговля, как ее принято понимать на рынке, происходит только в оптовом звене, то результаты этой торговли и были тем механизмом, который подвинул стоимость дизельного топлива так высоко вверх.

"Если рассматривать ситуацию по бензину, то тут вариант был более щадящим и укладывающимся в те рамки, которые выставлял мировой рынок. По дизелю ситуация вышла за эти рамки, после чего и произошли эти обсуждения на уровне правительства, результатом чего явилось то, что если не все, то часть акцизов нефтяники фактически согласились возместить, и мы увидели снижение цен, при том, не только дизельного топлива, но и автобензинов, которые в пределах акциза и выросли", – отметил эксперт.

Отвечая на вопрос об обоснованности призывов властей снижать цены после того, как сами власти и повысили акцизы, он отметил: "Я не говорю, что главную роль повышение акцизов сыграло повышение по всем нефтепродуктам. Это касается бензинов. С дизелем ситуация немного другая. Это явилось результатом процесса рыночных отношений на базисе оптовой торговли. Это и мировой рынок, и некоторая разбалансированность нашего рынка по спросу и предложению в декабре, это и потенциальный рост экспортной пошлины, который должен был состояться в декабре".

Несколько иной позиции придерживается гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: "Повышение акцизов, скорее, используется нефтяными компаниями для оправдания роста. Они ищут некие аргументы, и как только этот аргумент появляется, они автоматически повышают стоимость. Только за первые недели января авиакеросин подорожал более чем на 20%. Я думаю, что в основе удорожания нефтепродуктов в России лежит монопольная структура рынка".

Вертикально-интегрированные компании контролируют все, отмечает он, – от скважины и до бензозаправки, у нас нет фактически независимой нефтепереработки, и 80% всей переработки принадлежит крупным вертикально-интегрированным компаниям.

"Да, акцизы выросли, но я убежден, что это было поводом, отмашкой, так же, как "рост мировых цен на нефть". Мы знаем, что налоговая структура в России такова, что удорожание нефти никак не сказывается на наших нефтяных компаниях, и стоимость нефтепродуктов в России с мировым рынком, по большому счету, никак не коррелируется. С производством нефтепродуктов абсолютно нерыночная ситуация, хотя сами нефтяники, конечно, давно нанимают консультантов, экспертов, которые рассказывают, что главная проблема – это налоговая система России, но я убежден, что налоговая система – не главная причина этого. Кстати, отмечу, что в планах правительства – дальнейшее увеличение экспортной пошлины на нефтепродукты. Это приведет к тому, что у нас еще экспортные пошлины на нефтепродукты вырастут, это будет означать, что у нефтяников появится еще один дополнительный аргумент, чтобы наращивать стоимость нефтепродуктов", - сказал Константин Симонов в беседе с Накануне.RU.

Что касается штрафов, выписываемых нефтяникам, то Константин Симонов предлагает дождаться, когда они поступят в бюджет. Другой вопрос, что карману автолюбитилей это вряд ли поможет, скорее, все произойдет с точностью до наоборот.

"Сейчас Артемьев получил отмашку от Путина – и началась новая волна. Выписываемые штрафы – это существенные деньги, я просто хотел бы дождаться того момента, когда ФАС действительно оштрафует нефтяную компанию на значительную сумму, и деньги со счета нефтяной компании перейдут в госбюджет. Но пока антимонопольная гора рождает антимонопольную мышь. Но даже если деньги дойдут до бюджета, то та же компания "Газпромнефть" задумается о том, как бы с автолюбителей дополнительно срубить денег. Пока не будет решена фундаментальная проблема на уровне переработки, ничего не изменится", – сказал Константин Симонов

Отметим, что накануне поступило новое предложение, которое якобы должно помочь снизить цены на бензин. Заключается оно в том, что госпредприятия будут закупать топливо на бирже. Эксперт Павел Строков отмечает, что нет прямой зависимости между биржевыми закупками и снижением цен.

"Я не знаю, насколько это позволит сделать цены более низкими, я бы не проводил прямой параллели между биржевой торговлей и низкими ценами, но то, что они будут более рыночными – это несомненно", – сказал он.

Как ни странно, в этой ситуации власти забыли о ранее обещанном механизме, который мог бы компенсировать рост цен. Никто не вспоминает про возможность отмены транспортного налога.

"Партия власти обещала убрать транспортный налог взамен акцизов на бензин, однако остался и транспортный налог, и акцизы на нефтепродукты выросли. При этом, позволили регионам в десять раз повышать этот налог. Только, зная господина Кудрина, даже если регион снижает транспортный налог, то региону никто выпадающие доходы не компенсирует. И то, что сегодня "ЕР" в ряде городов пикетирует высокие цены на заправках - это называется "пчелы против меда". Давайте посмотрим, кто финансирует "ЕР" и вы увидите, что все нефтяные компании, все олигархические структуры как раз и являются генеральными спонсорами партии власти", – рассказал Накануне.RU депутат Госдумы Александр Бурков.

Он добавил, что в настоящее время не все граждане-автолюбители почувствовали серьезный рост цен, коснулось это главным образом тех, кто заправляется дизтопливом. Однако парламентарий видит в этом опасность того, что рост цен на "соляру" приведет к удорожанию продовольственных товаров. В итоге все это снова ударяет по карману граждан. Однако в этой ситуации может обнадежить тот факт, что уже через месяц начнет выпускаться летнее дизельное топливо, и оно будет превалировать над зимним в процессе торгов и закупки. Стоимость летнего топлива ниже, и можно ожидать снижения цены по этой причине, говорят эксперты.

Источник: Накануне.RU, 18.02.2011 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики