Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В едином поливе: в РФ хотят зафиксировать цену газомоторного топлива

В едином поливе: в РФ хотят зафиксировать цену газомоторного топлива

Кто может получить право покупать СПГ по сниженной стоимости

В России предложили зафиксировать цену газомоторного топлива для перевозчиков, в частности сжиженного природного газа. Такую инициативу в кабмин направила рабочая группа Госсовета по энергоэффективности. Предполагается, что по льготной цене СПГ смогут покупать городские и междугородние перевозчики пассажиров. Мера позволит сдержать цены на топливо и увеличить долю газомоторного транспорта в стране, считают эксперты. Сейчас СПГ стоит примерно 35 рублей за 1 кг, за последние два года природный газ подорожал в полтора раза. В Минэнерго отметили, что пока не видят необходимости в регулировании цен для отдельных категорий транспорта. Но в случае резких колебаний регуляторы рассмотрят различные механизмы балансировки.

Дешевизна и экологичность

По итогам заседания рабочей группы Госсовета по энергоэффективности принято решение зафиксировать цену СПГ для перевозчиков («Известия» ознакомились с протоколом от 19 апреля). Предложение направлено на рассмотрение в кабмин.

«Известия» обратились в аппарат губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева (председатель комиссии Госсовета по направлению «Энергетика») и в кабмин с просьбой прояснить статус рекомендации и возможные сроки реализации предложенной меры.

Как сообщили «Известиям» в «Автостате», по состоянию на начало 2022 года в России было зарегистрировано 11,7 тыс. автобусов на метане (2,8% от их общего количества). В это число входят и автобусы на СПГ, но их не больше сотни на всю страну, уточнил он. Также зарегистрировано 629 автобусов, использующих в качестве моторного топлива сразу бензин и метан, и шесть автобусов — дизель и метан.

— Сейчас СПГ использует небольшое количество транспорта в России, но это направление перспективно и может значительно расшириться, поэтому логично заранее создать нормативную базу для растущего рынка, — сказал «Известиям» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

Продажи автомобилей на газе в России за последние пять лет выросли в разы. Однако, как писали «Известия», из более 50 млн зарегистрированных в РФ машин число автомобилей на СПГ и компримированном природном газе (КПГ) составляет всего 240 тыс. Глава Минэнерго Николай Шульгинов прогнозировал, что количество транспорта на СПГ к 2030 году увеличится до 30 тыс. штук, а автомобилей на КПГ превысит 700 тыс.

Согласно протоколу рабочей группы Госсовета, по льготной цене СПГ могли бы приобретать перевозчики пассажиров по регулируемым тарифам в регионах. Это компании, которые заключают контракты с муниципальными или региональными властями. Компании вольны сами выбирать, работать им по коммерческим тарифам или оформить контракт и сдерживать цены на социально приемлемом уровне, сказал «Известиям» директор по развитию городского транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Евгений Алексеев. В последнем случае они могут претендовать на субсидии из местных и региональных бюджетов.

Парк общественного транспорта в России состоит из 140 тыс. единиц техники, из них 127 тыс., по данным комиссии Госсовета по направлению «Транспорт», приходится на автобусы. Муниципальные и частные перевозчики делят рынок примерно пополам: первые в 2021 году перевезли 3,9 млрд человек, частники — 4,3 млрд.

Есть два основных плюса использования природного газа в качестве моторного топлива: дешевизна и экологичность, отметил замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Как писали «Известия», использование газа позволяет в среднем снизить затраты на топливо, смазочные материалы и техобслуживание в 2–2,5 раза.

СПГ получают из природного газа путем сжатия с последующим охлаждением, поэтому цены этих видов топлива взаимозависимы, отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Стоимость СПГ составляет 30–35 рублей за 1 кг, за последние два года его цена увеличилась примерно в полтора раза, добавил эксперт.

— Мы наблюдаем сейчас рост цен на сжиженный газ. Учитывая, что этот сегмент только зарождается, такой рост стоимости может отпугнуть потенциальных потребителей, — сказал Александр Фролов.

Ради рентабельности

В Минэкономразвития «Известиям» посоветовали обратиться в Минэнерго. Там сказали, что целесообразность проработки предложения остаётся за правительством. При этом в министерстве отметили: рыночное ценообразование в сегменте сжиженного природного газа, используемого в качестве моторного топлива, «зарекомендовало себя как наиболее устойчивый и объективный индикатор рынка».

— На рынке СПГ-топлива обеспечивается баланс спроса и предложения и сохраняется эффективная межтопливная конкуренция — средняя стоимость 1 кг СПГ остается более чем вдвое ниже 1 л дизельного топлива, — подчеркнули в ведомстве.

В нынешних условиях Минэнерго не видит необходимости во введении регулирования цен для отдельных категорий транспорта. Но в случае резких колебаний цены регуляторы рассмотрят различные механизмы балансировки, заключили в министерстве.

Мера поможет перевозчикам с регулируемыми тарифами, так как из-за роста цен на газ снижается рентабельность их бизнеса, — они не могут отразить в тарифах увеличение своих издержек, отметили в «Фридом Финанс». Но пока остается неясным, за чей счет будут сдерживаться цены. Если благодаря субсидиям государства для производителей СПГ, то никто не потеряет от этой инициативы, добавили в инвесткомпании. Если же производителей СПГ обяжут продавать его по фиксированной цене, то издержки могут отразиться на стоимости для остальных покупателей, заключили в «Фридом Финанс».

«Известия» направили запросы в Минфин, а также в «Газпром» и «Новатэк».

Несмотря на все меры поддержки, число газомоторного транспорта в РФ останется незначительным, пока в стране не будет обеспечена необходимая заправочная инфраструктура, добавил Дмитрий Гусев. По итогам 2021 года в стране насчитывалось 734 АГНКС, к концу 2022-го прогнозируется увеличение их числа до 892, говорили ранее в Минэнерго.

Авторы: Валерий Воронов, Анастасия Львова

Источник: Известия, 27.06.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики