Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Имущество оператора нефтегазового проекта «Сахалин — 2» передали государству

Имущество оператора нефтегазового проекта «Сахалин — 2» передали государству

Акционеры «Сахалина — 2» — в том числе британо-голландская Shell и японские компании. На каких условиях они могут остаться в России или же уйти?

Имущество, права и обязанности компании — оператора проекта по производству СПГ «Сахалин — 2» перешли к государству. Об этом свидетельствует указ президента. Иностранные участники проекта смогут в нем остаться, а если откажутся, то их доли будут проданы.

По большому счету Россия на примере «Сахалина — 2» тестирует новые взаимоотношения с иностранными компаниями из недружественных стран. Оператор газового проекта «Сахалин энерджи» был зарегистрирован на Бермудских островах. Но, согласно указу президента, эту компанию заменит российское ООО. «Газпром», который сейчас контролирует «Сахалин энерджи», получит в этой компании пропорциональную долю. И по точно такому же сценарию акции предложат иностранным компаниям — это японские гиганты Mitsui и Mitsubishi и британо-голландская Shell.

Если же они не захотят получить свои доли, то они будут проданы, а деньги переведут на спецсчета. Но это не значит, что иностранцы их сразу получат. Сначала правительство проведет аудит, выяснит, не бы ли нанесен России ущерб. Если да, то определит сумму, которую потом вычтет. И тут уже простор для фантазии большой — был ли ущерб и какой именно. То есть у иностранных компаний, возможно, будут шансы лишиться какой-то части своей собственности в России. Или же остаться при своих, просто дать согласие на получение доли в российском ООО и работать исключительно в рамках российского права. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Теперь нынешними действиями Россия ставит вопрос, что те, кто заявил, прежде всего Shell, о том, что уходит из этого проекта, они как кот, который долго мяукал перед дверью, ему дверь открыли, а он не уходит. Или вы подтверждаете, что остаетесь, и тогда вы предпринимаете действия, в данном случае переоформление своей доли на новое российское юридическое лицо, либо, если вы и дальше продолжаете ничего не делать, просто останетесь за бортом этого проекта и де-факто из него уйдете. А государственная компания либо «Газпром» уже самостоятельно сможет продать эту долю дружественным компаниям, компаниям из дружественных стран, либо из Китая, либо из Индии. Ничего не меняется для иностранцев, нужно только подписать бумаги».

В Shell пока не отреагировали на новые правила, там их пока оценивают. И в то же время заявляют, что компания всегда действовала в интересах «Сахалина — 2». Но еще в конце февраля корпорация сообщила о выходе из совместных с «Газпромом» проектов, включая «Сахалин — 2». Японские участники, как пишут СМИ, сейчас опасаются, что новые условия могут быть для них невыгодными и компании не смогут получать ту прибыль, что получали раньше. А также предполагают, что подобные меры могут распространить и на другие проекты в России, где участвуют японские компании, в том числе «Сахалин — 1» и «Арктик СПГ — 2».

Для Японии в первую очередь очень важен «Сахалин — 2», потому что большая часть производимого там сжиженного природного газа как раз поступает в эту страну, что логично, учитывая географическую близость. И этот газ покрывает почти 9% потребностей Японии в СПГ. И, кстати, в отличие от Shell, японские компании не планировали покидать проект, напоминает замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«Японские компании не собирались уходить из «Сахалина — 2», и, более того, японское правительство настаивало на том, чтобы они оставались. Но это связано с тем, что «Сахалин — 2» обеспечивал гарантию надежных и относительно дешевых поставок СПГ на японский рынок — порядка 6 млн тонн в год. А Япония всю свою стратегию энергетическую выстраивает вокруг гарантированных поставок, чтобы продукция этих проектов шла преимущественно на японский рынок».

Вполне вероятно, что новые правила будут применять и для других международных проектов в России. То есть иностранцев и дальше могут ставить перед выбором: либо они продолжают работать у нас и получать прибыль, либо если они хотят уйти по политическим причинам, то придется продавать акции. И еще неизвестно, по какой цене. Но показательно заявление Александра Шохина — глава РСПП недавно сообщил, что зарубежные компании, продающие российские активы, получают половину от их рыночной стоимости. Что подтвердил и глава Минфина Антон Силуанов: просто так продать активы иностранцам здесь не разрешают. Сначала нужно получить согласие профильного ведомства. И лишь после этого возможна продажа, но с дисконтом не менее чем 50%.

Для нас, конечно, важно, чтобы ключевые партнеры не уходили, так как они не только получают прибыль, но еще и делятся своими технологиями, а для иностранцев уход — это финансовые потери. И как весной писала Financial Times, выход Shell из «Сахалина — 2» может стать для британцев кошмарным и потерять компания может до 5 млрд долларов. Зато есть выбор. Когда против России вводили санкции — нам выбора не оставили.

Источник: BFM.RU, 01.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики