Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иноземцам предложили сжижать газ на Сахалине по-русски

Иноземцам предложили сжижать газ на Сахалине по-русски

Владимир Путин подписал указ о смене оператора СПГ завода «Сахалин-2», оставив японцев с голландцами не у дел

Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому имущество компании Sakhalin Energy Investment Company Ltd., которая была оператором одного из старейших в России проектов по сжижению газа на шельфе Сахалина, будет передано в безвозмездное пользование новому российскому оператору «Сахалин-2». Акционерами «Сахалин Энерджи» являлись «Газпром» (50% акций плюс одна акция), британско-голландский концерн Shell (27,5% акций минус одна акция), а также японские группы компаний Mitsui & Co. (12,5% акций) и Mitsubishi (10% акций).

В указе президента «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» говорится, что такая мера необходима для защиты национальных интересов и экономической безопасности России, а также из-за «угрозы возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера». Эти риски возникли из-за «нарушения некоторыми физлицами и юрлицами обязательств» по освоению месторождений «Сахалина-2».

В указе подробно прописан и юридический механизм передачи имущества в госсобственность. Так, «Газпром» сохранит свою долю в операторе, получив ту же долю в новом ООО, а вот доли остальных акционеров «Сахалин энерджи» перейдут в собственность нового общества. При желании остальные акционеры могут также сохранить свои доли — для этого они должны течение месяца предоставить правительству РФ согласие на получение доли в ООО. 

Если они этого не сделают или их заявка по каким-то причинам не будет принята правительством, после оценки стоимости долей они должны быть проданы в течение четырех месяцев. При этом средства от продажи передадут бывшим акционерам не сразу, а после того, как правительство проведет аудит их деятельности и определит размер ущерба, нанесенного иностранными участниками соглашения. Средства будут доступны им лишь после списания суммы ущерба со спецсчета.

На новое ООО для «Сахалина-2» будет действовать только российское право, споры вокруг реализации проекта могут быть разрешены в Арбитражном суде Москвы, а не в международных инстанциях.

По данным Международной группы экспортеров СПГ (GIIGNL), по итогам 2021 года на «Сахалине-2» было законтрактовано 9,2 млн т (12,7 млрд куб. м) сжиженного природного газа (СПГ). При этом около 5 млн т — японскими компаниями. Крупнейшими покупателями являются корейская Kogas и японская Jera, приобретающие по 1,5 млн т (2,1 млрд куб. м) СПГ ежегодно.

В Японии указ Владимира Путина оценили сдержанно. Премьер страны Фумио Кисида заявил, что он не означает, что поставки СПГ будут сразу же остановлены. Он также добавил, что теперь Токио необходимо тщательно продумать дальнейшие шаги. Тем временем, акции японских компаний-совладельцев оператора нефтегазового проекта «Сахалин-2» снижаются на торгах 1 июля на Токийской фондовой бирже. Бумаги Mitsui & Co падают на 6,11%, котировки Mitsubishi — на 5,62%. В Shell, в свою очередь, сообщили, что пока «оценивают» требования в указе президента РФ.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в свою очередь, сообщил, что Кремль не видит рисков остановки поставок СПГ на фоне указа о смене оператора «Сахалин-2». Он также добавил, что указ по «Сахалину-2» не станет примером для национализации компаний с иностранным участием, каждый случай будет рассматриваться отдельно.

Как считает политолог Марат Баширов, решение по «Сахалину-2» — это тонкая юридическая работа, так как Россия формально только меняет оператора, а не национализирует предприятие. Если старые акционеры захотят сохранить свои доли, они могут это сделать, вот только управлять, продавать и монетизировать добытые ресурсы будет уже российский оператор.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович предположил, что указ по «Сахалину-2» должен подтолкнуть иностранных акционеров, особенно японских, окончательно определиться, продолжат ли они бизнес в России или уйдут из страны. Скорее всего, этот проект был выбран в качестве «пилотного», так как в его случае смена статуса может пройти максимально безболезненно для России.

— Поставки сжиженного природного газа с «Сахалина-2», скорее всего, продолжатся. Авторский надзор компании Shell над технологией двойного хладагента, которую они в свое время изобрели и поставили туда, уже не нужен, потому что завод работает более 10 лет. Думаю, за это время там наладили работу, и если компания уйдет из проекта, это ни на чем не скажется.

Сама компания Shell неоднократно говорила, что хочет уйти из России, вопрос в том, в какой форме и сможет ли она продать свои активы. Текущие организационные преобразования как раз и подталкивают Shell ускорить принятие решения о том, что они хотят делать — продать свои доли российскому акционеру со скидкой, продать их индийскому или китайскому акционеру, естественно, тоже со скидкой, или просто дожидаться, пока их активы будут национализированы. Указом по «Сахалину-2» мы даем им понять, что пора определяться — хотели уходить, так уходите.

«СП»: — А что с японскими акционерами?

— Как мне кажется, что они постараются в проекте остаться. Они неоднократно говорили, что заинтересованы в продолжении работы, тем более что Япония получает 8% газа от «Сахалина-2», и отказываться от него нерационально.

Если они все-таки уйдут, это вообще не проблема. Туда зайдут, например, китайцы, и будут выгодно поставлять газ себе. Дело в том, что перенаправить газ с «Сахалина-2» элементарно, в этом регионе Азии и Юго-Восточной Азии много потребителей, которые готовы купить этот товар. Это намного проще, чем найти альтернативных покупателей для газа, который идет в Европу по трубам.

Это решение по «Сахалину-2», опять же, подталкивает японцев определиться и остаться в проекте, переоформив свое участие с учетом нового юридического лица. Раньше «Сахалин Энерджи» был зарегистрирован на Бермудах, теперь будет оформлен в России, что намного лучше с учетом текущей политической конъюнктуры.

«СП»: — Почему процесс национализации, точнее, смены оператора, начали именно с «Сахалина-2», там были какие-то технологические риски?

— Если бы Shell слишком быстро ушла из этого проекта и все бросила, был риск, что технологически завод не будет работать, как следует, думаю, это имелось в виду в части указа о возможности возникновения угрозы технологического характера. Что касается других нефтегазовых проектов с иностранным участием, Дмитрий Песков прав в том, что к каждому из них нужно подходить отдельно, так как все они разные по технологиям, экономике, местоположению, странам-участникам и правовому режиму. Одни проекты работают по соглашению о разделе продукции, другие — вне его и так далее.

Как мне кажется, в «Сахалине-2» это решение направлено на японцев, которые не хотят выходить из бизнеса. Также мы можем предложить выкупить долю другим игрокам — китайцам, индийцам, хотя им придется предоставлять скидки, но это предмет переговоров. Можно оставить этот проект и с чисто российским участием.

С другими проектами сложнее, особенно с трубопроводными. Поэтому, как мне кажется, наши власти сначала решили взять тот вес, который проще поднять.

«СП»: — Вы сказали, что уход иностранных компаний не должен вызвать проблему в операционной работе «Сахалина-2». И все же, возможны ли какие-то трудности с обслуживанием завода, с оборудованием?

— Я, конечно, не инженер «Сахалина-2», но, думаю, что проблем с продолжением работы завода возникнуть не должно, потому что технология Shell была запущена более 10 лет назад и откатана за этот срок.

С другой стороны, как известно, у нас есть сложности с турбинами. Компании не любят сообщать об этом раньше времени, так что мы не знаем, какова ситуация в этом плане у «Сахалина-2», есть ли риски остаться без технологических авторских надзоров или нет. Мне кажется, вероятность того, что «Сахалин-2» продолжит работу намного выше, чем вероятность, что не сорвется проект «Арктик-СПГ-2».

Вот там проект находится на стадии строительства, оборудование еще не все завезено, и как его доводить до ума не совсем понятно. А «Сахалин-2» уже давно работает, и о нем можно волноваться в меньшей степени. Хотя нельзя обещать, что месяцев через восемь «Газпром» не заявит, что какая-нибудь турбина, которая была импортной, нуждается в обслуживании, и провести его своими силами невозможно.

Собственно, поэтому я всегда выступал за то, чтобы российские компании не соревновались друг с другом в иностранных проектах, а совместными усилиями под эгидой правительства создавали собственные технологии крупнотоннажного сжижения, производства турбин и тому подобного.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 03.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики