Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проект «Сахалин-2»: почему японцы рискуют потерять значительную часть газа

Проект «Сахалин-2»: почему японцы рискуют потерять значительную часть газа

Переход прав на нефтегазовый проект «Сахалин-2» к России может лишить Японию части потребляемого газа. В этом случае японцы будут вынуждены покупать его значительно дороже, однако этот сценарий может не состояться, если страны придут к договоренностям. Такое мнение в беседе с «Вечерней Москвой» высказал заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

По его словам, пока переход проекта к России является лишь формальным действием. В частности, это связано с санкционными ограничениями со стороны Японии.

— Это некоторый ответ на те санкции, которые были приняты и принимаются со стороны Японии. Буквально на днях они расширили санкционные списки и отрасли, к которым применяются ограничения. Логика вполне прозрачная, но говорить, что изымается доля японских компаний, пока преждевременно, — пояснил эксперт.

По мнению специалиста, указ предполагает процедуры, согласно которым нынешние собственники активов в течение месяца могут подать заявку на участие в доле в новом юридическом лице, зарегистрированном в России и владеющем имуществом проекта. Если японцы этого не сделают или заявки будут признаны неудовлетворительными, они могут потерять свою долю. В этом случае придется договариваться о компенсации со стороны России, уточнил Гривач.

Если договориться об участии Японии на новых условиях не удастся, страна потеряет значительную часть газа, отметил эксперт.

— Надо разделять контракты на поставки газа и собственничество. Они как собственники, конечно, имеют определенные преференции. Совсем без газа японцы не останутся, но контракты, заключенные в середине двухтысячных годов, позволяли покрывать около 10 процентов потребностей Японии в СПГ (сжиженный природный газ — прим. «ВМ») на довольно комфортных по нынешним временам условиях. Когда цена на споте зашкаливает, цены по этим контрактам более чем комфортные. Если контракты не будут исполняться, Японии придется замещать эти объемы со свободного рынка по другим ценам, которые гораздо выше. Они всеми руками и ногами цепляются за этот проект, — подчеркнул Гривач.

Он обратил внимание, что Япония хотела бы сохранить и актив, и возможность получать газ. Однако в условиях масштабной торговой войны итоги переговоров предсказать невозможно. Сложно говорить и о том, скажутся ли их результаты на России, заключил специалист.

Указ президента

30 июня президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому права на компанию «Сахалин энерджи» перейдут во владение государства.

— Правительство Российской Федерации создает российское общество с ограниченной ответственностью (ООО), которому на основании настоящего указа переходят все права и обязанности «Сахалин энерджи инвестмент компани, лтд». ООО создается в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с соглашением. Правительство РФ не является учредителем (участником) общества, — говорится в тексте указа.

Позднее Япония запросила у России пояснения по поводу этого указа. Как отметил руководитель японского МИД Есимаса Хаяси, указ президента России не означает, что поставки энергоносителей с Сахалина будут сразу же прекращены.

Автор: Игорь Синельников

Источник: Вечерняя Москва, 05.07.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики