Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Ничья" нефть

"Ничья" нефть

Англия сделала ход конем. Найдя лазейку в конвенции Организации объединенных наций (ООН) по морскому праву от 1982 г., британское Министерство иностранных дел (МИД) готовит заявку, согласно которой хочет претендовать на природные богатства антарктического шельфа, пишет The Guardian. Вслед за Россией, Канадой и Данией, Великобритания осознала, что сырьевое будущее планеты Земля покоится подо льдом.

Перспективные запасы нефти сосредоточены в труднодоступных местах. «Лёгкая» нефть практически заканчивается, это факт. Но «тяжёлой» нефти ещё много – правда, добраться до неё непросто. По мере того, как запасы «лёгкой» нефти будут сокращаться, будет происходить развитие технологий добычи нефти там, где до сих пор её не добывали – в том числе и во льдах. И эта нефть, конечно, будет очень востребованной.

Но на сегодняшний день технологии ещё не достигли достаточного уровня. Сами-то технологии уже есть, но в промышленных масштабах они пока не используются. Например, есть технологии, которые позволяют бурить до пяти тысяч метров (Россия осуществляла такое бурение во Вьетнаме, причём в сложных условиях). Главное - перспективы есть, поэтому сейчас страны занимаются скорее «пиарским» бурением – важно застолбить территорию.

В случае с Британией это в большой мере является ответом на установку российского флага на Северном полюсе. Естественно, все стремятся показать, что у них тоже есть подобные претензии. Поэтому бурение – в данном случае английское – носит декларативный характер. Важно показать, что «это наша территория»

Сейчас система мирового права во многом рассыпается. Оказалось, что есть территории, которые никак не урегулированы. Государства начинают действовать по принципу первопроходца: сначала поставим флаг, потом будем разбираться. В принципе, именно так действовала в северном полушарии Россия, так же действует в южном полушарии Великобритания.

Ещё один пример – Шпицберген. Россия мотивирует свои претензии на эту территорию тем, что добывает там уголь. И это – основной аргумент, предъявляемый Норвегии.

Конечно, борьба будет очень серьёзной, договориться будет сложно. Не исключаю, что будет действовать право сильного – кто первый займёт территорию (и попытается отстоять при помощи силы) – тот и окажется прав. Понять перспективы пока сложно, поскольку есть немало территорий, которые ни за кем не закреплены. В эти правовые «дыры» страны и будут лезть.

То же самое будет происходить с Мировым Океаном. В нём тоже можно найти немало перспективных месторождений в «ничьих» местах. У каждого государства, конечно, есть береговая линия – двухсотмильная экономическая зона – но что делать, если будут открываться перспективные месторождения вне этих зон? Кому они будут принадлежать? Сейчас об этом ещё не задумываются, потому что пока нет технологий, способных обеспечить разработку нефтяных месторождений буквально «посреди океана». Но в перспективе 20-30 лет ситуация изменится, и конфликт вокруг этих «белых пятен» - Арктика, Антарктика, Мировой Океан – будет очень драматичным.

Договариваться придётся с нуля – никаких особых конвенций на этот счёт нет. Уверен, что по принципу «застолбим – а дальше будем держать оборону» будут действовать все страны, которые являются серьёзными игроками в арктической гонке – это Россия, США, Канада, Норвегия, ну и Великобритания.

Опубликовано: блог Константина Симонова на "rb.ru",18.10.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики