Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Избирательные цены

Избирательные цены

Эксперты прогнозируют значительное подорожание топлива после парламентских и президентских выборов

В конце прошлой недели Росстат сообщил, что с 14 по 20 февраля цены на автомобильный бензин снизились на 3%, а дизельное топливо подешевело на 3,6%. Эксперты отмечают, что это стало результатом предъявленного в начале месяца премьером Владимиром Путиным нефтяникам жесткого требования снизить цены на топливо. По словам аналитиков, до парламентских и президентских выборов больших «скачков» быть не должно, но после 2012 года средняя цена за литр бензина для конечных потребителей перевалит отметку в 30 руб.

По данным официальной статистики, бензин подешевел в 72 центрах субъектов РФ. В Москве и Санкт-Петербурге цены в среднем за неделю снизились соответственно на 3,0 и 1,5%. Дизтопливо тоже «уценилось», но все равно оно остается дороже, чем 92-й бензин (в среднем 23,85 руб. против 23,46 соответственно). Похвалу за снижение цен, по словам председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, заслужили правительство и парламент, упорно поработавшие над развитием конкуренции и антимонопольного законодательства. Независимые же эксперты смотрят на внутренний рынок без оптимизма, подчеркивая, что он полностью монополизирован от скважины до бензоколонки.

Так, директор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов напомнил, что цены производителей были снижены по прямому указанию Владимира Путина, тогда как ФАС фактически полностью подтвердила, что не способна решить проблемы с регулированием цен на топливо. «Конечно, в предвыборный период потребительские цены не будут расти быстрыми темпами, а вот после 2012 года они могут перевалить за 30 руб. за литр, когда нефтяники начнут просить снизить налоговое бремя», – прогнозирует «НИ» специалист.

С ним соглашается заместитель генерального директора Института энергетической стратегии Алексей Громов, который подчеркивает: предпосылок для резкого снижения потребительских цен на бензин и дизельное топливо нет, поскольку себестоимость его производства не падает. «Другое дело, что розничная цена сильно завышена: по нашим расчетам, в прошлом году она должна была составлять 17–18 руб. за литр, а в этом году в среднем по России – около 20 руб. даже с учетом инфляции», – пояснил он «НИ».

По словам экспертов, на кошелек российских автолюбителей ситуация в Ливии и других странах региона влиять не должна. Скачки мировых цен на нефть ввиду особой налоговой политики России объективно не могут повысить потребительские цены на топливо, однако умело используются нефтяными компаниями для искусственного роста цен на бензин и дизельное топливо, констатируют оба эксперта. По словам г-на Симонова, в скором времени, если цены на бензин достигнут 32–35 руб. за литр, топливо будет завозиться из стран СНГ, а также Финляндии и Чехии. «Появились такие слухи, но они вполне могут стать реальностью, особенно на фоне того, что бензин уже завозится к нам из Казахстана», – подчеркивает он.

Большие споры возникают и по поводу биржевой торговли нефтепродуктами. Так, Константин Симонов считает, что она не выправит ситуацию, поскольку торговать будут одни и те же компании, уже давно переделившие весь рынок. Алексей Громов, напротив, выступает за развитие бирж, однако подчеркивает, что на них должно реализовываться 20–30% от всех сделок в России. Зампред Госдумы Валерий Язев, давно отстаивающий идею биржевой торговли нефтепродуктами и газом, считает, что бирж в России должно быть несколько и не стоит всех загонять в Санкт-Петербург на одну площадку. «Для создания реальной конкуренции подобных бирж в России должно быть 10–20, а правительство должно разработать четкие правила игры », – полагает законодатель.

Автор: Денис Зеликсон

Источник: Новые известия, 28.02.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики