Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Пока все действия Запада в энергетике наносят ущерб прежде всего Западу

Игорь Юшков: Пока все действия Запада в энергетике наносят ущерб прежде всего Западу

Западу не удастся добиться консолидированной позиции потребителей российской нефти для того, чтобы установить «потолок цен», считает эксперт Финансового университета при правительстве Российской Федерации и Фонде национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

 

Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.

- Игорь, сможет ли выжить Япония без российской нефти и газа, и закончится ли действительно проект по СПГ «Сахалин-2» для Японии?

— Здесь Япония может выжить, другой вопрос, сколько она за это заплатит, потому что, если она не будет покупать российский газ, или российскую нефть, нужно будет приобретать все это у альтернативных поставщиков, а там и так есть дефицит предложения. И во всем мире цены высокие, именно потому, что ни угля, ни нефти, ни газа не хватает. Везде, куда не посмотри — везде дефицит.

Японии «Сахалин» и «Сахалин-2» почему выгоден? Потому, что там буквально в течение суток газ доставляется от завода по сжижению до японских островов, и в этом плане это самое короткое транспортное плечо из всех возможных поставщиков газа, и плюс к тому — у японских компаний там есть долгосрочные договора по очень выгодным условиям.

Поэтому Сахалин является одним из главных и самых выгодных источников поставки газа для Японии. Это надежный маршрут, там нечего перекрывать. Если мы говорим про Катар, там всегда есть риски, что Иран в случае конфликта с соседями и другими странами, может перекрыть Ормузский пролив. Все, что идет из Африки, из Азии — там может быть перекрыт Малаккский пролив, на заходе в Азию, на азиатские рынки.

Япония может пострадать, а Сахалин в этом плане — самый безопасный источник, и для Японии он важен, хотя российские поставки по газу дают Японии только 10%, но, тем не менее, если эти 10% убрать, то попробуй сейчас найди доступные объемы. Плюс к тому, что есть дефицит и у всех востребован СПГ, то аренда танкеров-газовозов, фрахт, стоит очень дорого. Чем дольше ты везешь сырье, тем дороже в итоге оно тебе обходится.

С Сахалином такой проблемы нет, потому что буквально в течение суток только нужен фрахт, и количество танкеров, которое задействовано в экспорте сахалинского газа в Японию, небольшое, потому что очень близко везти.

Поэтому для Японии это очень важный источник. По нефти примерно такая же картина. Они получают российскую нефть из Сахалина, из проекта «Сахалин-1», «Сахалин-2», из порта Козьмино, куда нефть приходит по нефтепроводу ВСТО, это малосернистая качественная нефть. Конечно, Японии хотелось бы сохранить все эти поставки, но опять же, пока мы не знаем, какое решение примут японские власти в плане переформатирования проекта «Сахалин-2», где они участвовали, это соглашение о разделе продукции. Российское руководство не ведет разговор о том, чтобы отказаться исполнять контракты на поставку газа Японии.

Если мы почитаем президентский указ, что происходит с проектом «Сахалин-2» сейчас, то там заменяют юридическое лицо компании-оператора. Раньше компания-оператор была «Сахалин Энерджи», которая была зарегистрирована в иностранной юрисдикции, насколько я понял, на Бермудских островах. Теперь вместо нее создают российское юридическое лицо. Акционерам, там из иностранцев японские компании, компания «Шелл» европейская, им говорят: в течение месяца вы можете написать заявление, и та доля, которая у вас была в «Сахалин Эенерджи», у вас будет в новом юридическом лице. Просто надо написать заявление и попросить такую же долю.

По нынешнему указу президента все обязательства, которые были у «Сахалин Энерджи» переходит на новое юридическое лицо, а это имеются в виду контракты на поставку и на продажу газа. Поэтому пока что Россия не отказывается от выполнения своих обязательств и поставок газа в Японию, поэтому рынок Японии пострадать пока не должен. А уж что решат сами компании, которые являлись акционерами этого проекта, продолжать ли участвовать, или нет — здесь вопрос сложный.

Японцы, наоборот, заявляли, что они останутся в этом проекте, он для них важен, и скорее вся эта история с переоформлением — это во многом некий толчок в сторону «Шелл». Потому что они заявляли как раз, в отличие от японцев, что уйдут из любых российских активов, но пока продали только заправки свои. А самые основные активы, та же самая доля в «Сахалин-2», они вроде заявили, что будут ее продавать. Но потом, видимо, когда столкнулись с покупателями на переговорах, почем готовы купить другие компании, поняли, что получат очень-очень мало, что они много потеряют. И поэтому вроде бы заявили, что совершенно не собираются уходить.

И вот сейчас их поставили перед выбором — вы все-таки остаетесь, тогда пишите заявление, чтобы вам дали новую долю в новой компании. А если вы сказали, что уходите — ну, до-свидания, тогда вы акционерами больше не будете. Это бОьший риск для «Шелл», чем для Японии, японцы, скорее, более рациональную позицию могут занять, если на них чрезвычайного давления со стороны Запада не будут. Хотя они — с ограниченным суверенитетом в этом плане, и зачастую делают то, что им говорят из Вашингтона.

Если же все-таки им удастся принять самостоятельное решение, то японские компании скорее останутся в этом проекте, а «Шелл», все-таки, уйдет. Там тоже хитрая схема. Если они уходят, то их доля оценивается в какую-то сумму, эта сумма перечисляется на их счет, но на их специальный счет в России, а дальше проводится аудит, какой вред «Шелл» нанесла России, с точки зрения экологии, с точки зрения экономики.

Там все, что угодно можно в этот вред записать. Например, «Шелл» заявила, когда уходит из России — она же ударила по инвестиционной привлекательности России? Ударила. Или заявила, когда уходит — акции «Газпрома понизились в стоимости. И вот на сумму уменьшенной капитализации — пожалуйста, вред. Вред есть? Есть. Я думаю, что в итоге с этого специального счета компаниям, которым разрешат уйти из «Сахалина-2», им вообще ничего не останется. В целом примерно такая картина. Хочешь — оставайся, хочешь — вот контракты, мы никого не выгоняем, но мы ставим выбор.

Вы уж решите, вы остаетесь в проекте, или нет, если не остаетесь, то в итоге эта доля будет продана компаниям из дружественных стран, из Китая или Индии. И можно будет нормально продолжать работать с иностранными инвесторами, которые хотят сотрудничать, а не с «Шелл», которая заявляет месяцами уже, что уходит, а сама не двигается.

- На прошедшем саммите G7 в Германии обсуждали механизмы ограничения цен на российскую нефть. Насколько вообще жизнеспособна такая модель, к чему она может привести Европу?

— Здесь, если мы говорим про российский газ и российскую нефть, то, что обсуждения были, подобные схемы, а изначально обсуждался именно некий потолок цен на российскую нефть, могут работать. Если все страны абсолютно в мире, которые либо покупают российскую нефть, либо хотя бы могут покупать российскую нефть, согласятся приобретать ее только по этому установленному потолку. Но здесь складывается совершенно иная картина. Нет никакой консолидированной позиции мирового сообщества, и наоборот в этом вопросе есть конфликт, даже во многом комичная ситуация.

Кто об этом договаривается, о потолке цен? Страны G7, США, европейцы, канадцы, японцы. Соединенные Штаты с 1 апреля не покупают российскую нефть и нефтепродукты, у них действуют санкции на эмбарго. Европейцы говорили, что с 2023 года не будут покупать. Канадцы сами являются страной-экспортером, поэтому не покупают российскую нефть по определению. Остается буквально только Япония, и возникает вопрос, а смысл какой вам тогда договариваться о потолке цен на российскую нефть, если вы ее либо уже не покупаете, либо скоро не будете покупать?

Значит, вы пытаетесь диктовать этот потолок цен тем, кто ее приобретает, в частности, Китаю, Индии — крупнейшие сейчас покупатели российской нефти. Но им-то зачем идти на это соглашение, на эти изменения? Они уже сейчас договариваются с Россией о том, что российская нефть пойдет к ним со скидкой. То есть, примерно тридцать долларов с барреля идет скидка. Поэтому — зачем от этого отказываться, ведь на другой чаше весов, если ты пытаешься диктовать России этот потолок цен, который Запад придумал, в ответ ты рискуешь вообще остаться без российской нефти, и у тебя будет и физический дефицит поставок, и вся остальная нефть в мире, не российского происхождения.

Она станет очень дорогой, потому что Россия получается тогда сократит экспорт, усугубится положение на мировых рынках, и мы увидим предложения по 200 долларов за баррель. Зачем Индии и Китаю, когда они сейчас покупают по 80-85, переходить на 200? Ради чего это делать? Ради того, чтобы поддержать Запад? Нет! Я думаю, что ни Индия, ни Китай, ни ряд других азиатских стран на подобную схему не перейдет, а без этой консолидированной позиции, некоего союза покупателей российской нефти, который будет диктовать уровень цен — ничего в этом плане не удастся сделать, и никакого потолка цен в итоге не будет.

Поэтому — идея довольно странная. Мы понимаем, откуда она берется. Дело в том, что, когда США сначала ввели эмбарго, потом они европейцев на это подбили, а потом выяснилось, что когда на Россию сильно давят, на отрасли, и она сокращает экспорт — это приводит к усугублению дефицита на мировом рынке, и все цены на всю нефть поднимаются. В итоге ты, Запад, условно говоря, американцы, или европейцы, покупаешь нефть дороже, то есть у тебя раскручивается инфляция, ты же страна-импортер, ты, получается, отдаешь кому-то все больше и больше денег. Экономика твоя находится в состоянии напряжения, дела у тебя всё хуже.

А Россия, так как она все равно какие-то объемы экспортирует, за счет того, что каждый баррель ее нефти становится дороже, все равно получает те же самые деньги, поэтому смысл изначальный санкций — лишить Россию денег — не срабатывает. Ты не достигаешь основной цели, но при этом ты делаешь хуже себе. Министр финансов США Йелли, выдвинула эту идею: «Санкции, получается, на работают, Россия зарабатывает столько же, а мы платим больше. Получается, это удар по нашей экономике».

Давайте, по ее предложению, не дополнительно потолок цен введем, а заменим эмбарго на российскую нефть на потолок цен, чтобы Россия могла сколько угодно экспортировать нефть, чтобы никто не пугался — все могли абсолютно покупать российскую нефть, но при этом давайте платить России меньше. Идея все равно фантастическая, но какое здравое зерно в нем есть? Надо России позволить как можно больше экспортировать, чтобы мировой рынок хоть немного насытился, и тогда цена снизится, потому что дефицит снизится.

Понятно, потому что это министр финансов США говорит — ее вотчина — это внутренняя экономика. Она хочет, чтобы ее показатели улучшились, а ее показатели улучшатся, когда нефть подешевеет, соответственно, топливо на внутреннем рынке США станет дешевле, инфляция не будет так сильно раскручиваться, и вот — всё, она молодец.

Получается, что идея на выходе искривлена. Они хотят к уже имеющемуся эмбарго, запрету на покупку российской нефти, добавить еще и потолок цен, а это может наоборот усугубить ситуацию. В итоге получат еще большую инфляцию и еще больший дефицит цен. Опять же, пока азиатские страны не собираются к этому присоединяться, подобная схема не сработает.

- В Европе, тем временем, цены на электроэнергию пробили новый максимум, из-за сокращения импорта газа из России. Какая может быть альтернатива, как можно компенсировать ситуацию, потому как мы видим, что с углем ситуация не помогла, что цены на уголь тоже взлетели?

— Действительно, тут европейцам всё больше и больше не везет, потому что с одной стороны есть проблемы с Россией. Сначала были отказы покупателей, приобретать. Теперь мы видим, что физически поставки российского газа становятся все меньше и меньше по объективным обстоятельствам.

«Северный поток-1», эта история с газовой турбиной, которую должна по контракту обслуживать компания «Сименс». Она забрала одну из турбин на техническое обслуживание. Любые технические агрегаты требуют обслуживания. И вот она по контракту должна их забирать. Она забирает, отправляет на родной завод, где эти турбины были сделаны — в Канаду, а оказалось, что канадцы не могут вернуть обратно эту турбину, потому что по их санкциям эти агрегаты для энергетической отрасли России запрещено в Россию поставлять.

И вот, они эту турбину забрали себе — и не вернули. Соответственно, потом приходит срок ремонта второй турбины, а эти турбины стоят на компрессорной станции, чтобы давление создавалось в газопроводе. Вторую турбину остановили, потому что все, она выработала свой ресурс, надо ее чинить.

Сейчас придет третья, четвертая, пятая, и постепенно объем прокачки по «Северному потоку» снижается. Это усугубляет дефицит газа на европейском рынке, а тут еще и норвежские газовики и нефтяники стали бастовать, у них сейчас забастовка идет.

Сейчас уйдет на ремонт полностью весь «Северный поток», потому, что там линейную часть тоже надо летом всегда обслуживать, это ежегодный, классический обычный ремонт, ничего фантастического в этом нет, каждый год это проходит.

Сейчас «Турецкий поток» уходил на ремонт, вернулся, и сейчас еще и «Северный поток» полностью выходит. Через «Ямал-Европа» пока прокачки нет вообще никакой, потому что Польша отобрала у «Газпрома» его долю в компании-операторе «Европол», Россия в ответ ввела санкции против этой компании, поэтому «Ямал-Европу» вообще не использует.

А Украина не дает прокачивать по всем своим газопроводам, оставляя только транзит через газоизмерительную станцию Суджа. Там есть еще один маршрут, через газоизмерительную станцию Сохрановка, но, так как она теперь находится на территории ЛНР, то Киев говорит, что через те территории, которые я не контролирую, я транзит осуществлять не буду.

Какой газопровод ни возьми, он либо вообще не работает, либо работает на ограниченную мощность. Только "Турецкий поток" работает на полную мощность. Еще и в США произошла авария на одном из крупнейших заводов по сжижению газа. Сначала говорили, на три недели выпадет, потом на три месяца, сейчас говорят, что минимум с 1 октября заработает частично, но, по всей видимости, может быть, вообще в этом году не заработает. Поэтому у европейцев ситуация неприятная. Там закрывается все больше и больше предприятий. Попытались перейти на уголь — он тоже очень дорогой, поэтому, куда ни посмотри — везде проблемы и сверхвысокие цены. Уже министр немецкий призывает не мыться и вообще дома не жить!

Но как пройти отопительный сезон в этих условиях — сказать сложно. Сначала европейцы довольно бодро запасали газ в подземных хранилищах, где-то к середине июня у них было 55% наполненности. Сейчас этот процесс очень сильно начал пробуксовывать, потому что выросла цена очень сильно на газ, и соответственно, физически газа не хватает, чтобы нормально запасаться к отопительному сезону. Посмотрим, как дальше они будут выкручиваться. Скорее всего промышленные предприятия будут закрываться, спрос будет уменьшаться, и таким образом балансировать низкий объем поставок.

- Вопрос о блокировании транзита Литвой. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил о крайнем ответе. В чем он может заключаться, и какие последствия может экономически иметь для Литвы?

— Насколько мы видим, Алиханов предлагает полностью перекрыть границу с Прибалтийскими странами, чтобы ни из России, ни из этих стран в Россию никакие товары не двигались. То есть, полное товарное эмбарго.

В том числе, по всей видимости, речь идет и об электроэнергии. С одной стороны, прибалты заявляли, что они у России ничего не покупают, с другой стороны, мы видим по системе трекеров, что, все-таки, переток электроэнергии периодически идет. По всей видимости, это балансировка пиковых нагрузок.

Для этого было создано энергетическое кольцо БРЭЛЛ — Белоруссия, Россия, ну и страны Прибалтики — Эстония, Латвия, Литва. Там в течение суток, если им нужно, автоматически происходит переток из российско-белорусской системы, а потом они могут в течение дня вернуть — тогда это вообще не нужно оплачивать.

Зачем мы оказываем услуги по балансировке энергосистемы, когда это ничего толком нам не приносит — совершенно непонятно. В этом плане российскому руководству надо обратить на это внимание. Хотите балансировку — хотя бы платите за это. А в нынешних условиях вообще может быть не стоит нам сохранять сотрудничество в подобном вопросе, потому что нашим энергосистемам, ни российской, ни белорусской, от Прибалтики ничего не надо — это им выгодная система.

Зачем сохранять эту выгодную систему для стран, которые устраивают тебе блокаду и поливают грязью каждый день — совершенно не ясно. В этом плане может быть и векторный энергетический ответ, может быть, дальше транспортный. Прибалты во многом зарабатывают даже в современных условиях на сохранение либо торговли с Россией, либо транзита из России, либо в Россию и т.д.

Насколько это нам важно, здесь стоит оценить — кто больше пострадает от полного перекрытия, тотального, границы, мы или они. И отсюда делать вывод. Конечно, надо взвесить две эти составляющие. Если Россия может себе позволить — то да, возможно, подобные меры будут введены. Речь идет о прекращения полностью сообщения, любыми средствами.

Автор: Александр Порунов 

Источник: Ukraina.ru, 08.07.2022 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики