Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Метания Евросоюза: газ из РФ нам не нужен, но лазейку для "Северного потока–2" оставим

Метания Евросоюза: газ из РФ нам не нужен, но лазейку для "Северного потока–2" оставим

 

В Европе понимают, что заполнить подземные хранилища газа к началу отопительного сезона не получится. Причем переходить на мифические альтернативные поставки, отказываясь от импорта из РФ, никто не будет. Вместо этого в ЕС вспомнили о трубопроводе "Северный поток–2".

 

После начала спецоперации России на Украине страны "коллективного Запада" решили отказаться от углеводородов из РФ, чтобы лишить Москву ее источника доходов от продажи энергоресурсов. Однако спустя почти пять месяцев оказалось, что прибыль Россия все равно получает, а вот положение стран Европы, которые зависят от газа из РФ, становится все более отчаянным.

Чем ближе отопительный сезон, тем сильнее заметны признаки биполярного расстройства в политике ЕС. Страны сами пытаются отказаться от российского газа, но при этом очень боятся, что "Газпром" не запустит "Северный поток" после ремонта. Причем эта паника дошла до того, что появились даже намеки на возрождение недавно построенного трубопровода "Северный поток–2" (СП-2).

Европейский суд юстиции частично признал правоту компании Nord Stream 2 AG (оператора СП-2) против Еврокомиссии. Этот иск оспаривал дополнения в газовую директиву ЕС. Вот так просто Евросоюз сменил гнев на милость. Похоже, что чем ближе холода, тем сговорчивее становятся в Европе.

Даже в отношении газопровода, запуск которого пытались всеми силами остановить.

Абсурдная директива

В мае 2019 года вступила в силу доработанная газовая директива ЕС, которая должна ограничивать монополии поставщиков газа и электричества, владеющих трубопроводами, ЛЭП и другими путями доставки энергоресурсов. Поправки, принятые три года назад, распространяют требование Третьего энергопакета на морские газопроводы, приходящие в ЕС из третьих стран, что само по себе абсурдно.

Согласно нормам Третьего энергопакета, оператором газопровода СП-2 должна стать независимая от "Газпрома" компания, которая должна иметь прозрачное тарифообразование, а 50% мощности газопровода должно быть зарезервировано для других компаний.

Если первые два пункта еще относительно понятны, то последний может вызвать исключительно нервный смех. Как и за счет кого должна осуществляться конкуренция по трубопроводу, который проложен по дну моря? Очевидно, этими правилами в ЕС целенаправленно хотели ограничить мощность "Северного потока–2". Впрочем, в целом все обновления в этой директиве были направлены именно против российского трубопровода.

Компании Nord Stream 2 AG подавала иск против Еврокомиссии в 2020 году о дискриминационном характере поправок, однако суд его отклонил. Теперь же, спустя два года, когда назревает энергетический кризис невероятных масштабов, в Европе признали свою ошибку. Европейский суд юстиции частично подтвердил правоту иска.

"Суд постановил, что дополнения в директиву влияют на легальную ситуацию Nord Stream 2 AG… суд общей юрисдикции допустил ошибку ", – отмечается в постановлении. Конечно, это не значит, что СП-2 запустят завтра или даже в ближайшее время. В Евросоюзе только начали подготавливать площадку для обеспечения своей энергобезопасности. Однако воспользуются ей только в самом крайнем случае.

Как рассказал председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства", эксперт и участник Изборского клуба в беседе Юрий Самонкин с Baltnews, в последнее время видно большую склонность ЕС к диалогу, в том числе по поводу трубопровода "Северный поток–2". Подобные действия спровоцировали, в том числе, отдельные политики и чиновники Европы, которые говорили о том, что развитие и исключительный упор на "зеленую" энергетику ведет в тупик.

"Сегодня экономика Евросоюза столкнулась с таким кризисом, который был последний раз после Второй мировой войны. В итоге идеология в Европе остается такой же, а вот с экономической точки зрения идет изменение парадигмы. Конечно, нельзя говорить, что отношения между странами Запада и Россией наладятся, но вполне вероятно, что страны ЕС попытаются получить какие-то временные преференции, все же российские углеводороды очень нужны в зимнем и осеннем периоде", – сказал Самонкин.

"СПГ и другие подачки США не спасут европейскую экономику. Решение суда ЕС по "Северному потоку–2" – попытка частично договориться с Россией и приход к пониманию, что украинский конфликт может быстро исчезнуть, а торгово-экономические отношения должны оставаться в приоритете", – добавил он.

"План Б" для Европы

Вопрос запуска трубопровода "Северный поток–2" не поднимался очень долго, а после того, как против России начали вводить новые санкции, казалось, что о нем вообще все забыли.

Некоторые страны (Польша, Болгария, Финляндия, Нидерланды, Дания) уже перестали получать российский газ, отказавшись оплачивать углеводороды по схеме, предложенной Москвой. Другие – например, Германия – планируют сократить поставки из РФ до 30% к концу 2022 года, а в будущем тоже полностью отказаться от российского газа. Зачем в таком случае вообще нужен новый трубопровод, если скоро РФ вообще перестанет экспортировать газ в эту часть мира? Оказалось, все же нужен.

Желания стран ЕС расходятся с возможностями. В Брюсселе постоянно говорили об альтернативных поставках газа и преимуществах СПГ, который почему-то должен непременно отправиться в Европу, а не в Азию, где цены обычно выше. Но на деле оказалось, что многие государства ЕС слишком зависимы от российского "голубого топлива" и альтернатив пока что нет.

Даже временное отключение трубопровода "Северный поток" вызвало практически панику в Германии и некоторых других странах. А ведь он должен заработать уже 21 июля и, если компания Siemens все же вернет турбины, задержанные из-за санкций, мощность прокачки вернется к изначальным показателям. Паника возникла из-за того, что если Россия решит как-то ограничить поставки по этому трубопроводу, в Европе начнется катастрофический энергокризис.

На сегодняшний день "Северный поток" – единственный трубопровод, по которому может осуществляться импорт в центральную часть Европы. Конечно, "Турецкий поток" работает на полную мощность, но он обеспечивает в основном южные страны ЕС, а большую часть вообще забирает именно Турция. "Ямал-Европа" не используется, так как Польша отобрала у "Газпрома" его долю в компании-операторе польского участка газопровода.

Украинская газотранспортная система тоже не может работать в полном объеме, поскольку Киев отказывается принимать "голубое топливо" через станцию "Сохрановка". Если ранее мощность прокачки по этому направлению составляла более 100 кубометров в сутки, то сегодня этот показатель находится в районе 40-50 кубометров.

Именно поэтому, когда на "Северном потоке" ограничили мощность прокачки до 60%, а затем и вовсе закрыли на плановый ремонт, в странах Центральной Европы начали задумываться: "А получится ли у них вовремя закачать нужное количество газа в ПХГ?". Забегая немного вперед, можно сразу сказать, что не получится. В этом случае можно и о забытых проектах вспомнить – даже о тех, которые уже похоронили под завалами бюрократических проволочек.

Впрочем, как отметил аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, фактически, решение суда ЕС об иске "Газпрома" против Еврокомиссии пока ни на что не влияет, так как "Северный поток–2" не был запущен не из-за газовой директивы.

"Это исключительно политическое решение, которое оформлено как бюрократические трудности. Против СП-2 Европа санкции так и не ввела. Это сделали только США против компании, которая владеет линейной частью Nord Stream 2 AG. Формально "Северный поток–2" так и не запущен, поскольку у него нет сертификации компании-оператора и она не продолжается, поскольку министерство экономики Германии отозвало свой отзыв о влиянии СП-2 на энергетику страны федеральному сетевому агентству, проводившему сертификацию. Теперь там неполный пакет документов, поэтому газопровод не может быть запущен", – напомнил Юшков в беседе с Baltnews.

"Нынешнее решение суда – вопрос о режиме эксплуатации "Северного потока–2", а не о его запуске. Кстати, третий пакет газовой директивы изначально был некой коллизией, поскольку дважды на этот проект отрицательный отзыв давала юридическая служба самой Еврокомиссии. Они сами понимали, что с точки зрения юридических норм закон очень слабый. Вводя подобные ограничения, они де-факто распространяют свою юрисдикцию на территорию других стран, поскольку они затрагивают весь газопровод", – напомнил эксперт.

Игорь Юшков считает, что сегодня, проведя юридический анализ, в ЕС понимают, что это было очень слабое решение. Но запускать СП-2 все равно пока не собираются. Сейчас идет речь о том, что возможно будет прекращено распространение антимонопольного законодательства в отношении газовой директивы на морские трубопроводы (хотя распространялся этот закон только на СП2, всем остальным сделали исключение).

В этом случае "Газпрому" не нужно будет последний 12-мильный участок, который прилегает к берегу Германии и находится в ее акватории, выделять в отдельный проект и присваивать юридическое лицо, передавать под другое управление или продавать.

"Также "Газпрому" не нужно будет ограничивать пропускную способность (по газовой директиве один поставщик может загрузить только 50% трубопровода). Это изначально абсурдное требование для морских газопроводов, поскольку получается, что за 12 миль от берега, на дне моря европейцы должны получить какую-то конкуренцию. Кто заполнит трубу, если она начинается в России?" – заявил Юшков.

"Конечно, признание иска против газовой директивы ЕС – это позитивный шаг для "Северного потока–2", но он не приближает его запуск. Даже если бы зимой Европа начала замерзать и решила бы запустить СП-2, а Россия на это согласилась, то проблема была бы не в директиве. Газопроводу просто выдали бы исключение и запустили", – добавил он.

Безусловно, "Северный поток–2" пока не собираются запускать. Однако в ЕС все же дали "Газпрому" возможность сделать работу по этому проекту проще, а также прозрачно намекнули на то, что трубопровод может понадобиться в будущем.

По сути, Европейский суд немного приоткрыл дверь, в которую пока никто не решается войти. Но в будущем, если энергокризис будет нарастать, в нее начнут ломиться, причем не Россия, а именно государства Евросоюза.

Автор: Илья Круглей

Источник: Baltnews Литва, 14.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики