Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нужен ли России свой эталонный сорт нефти

Нужен ли России свой эталонный сорт нефти

Новость о возможном создании российского эталонного сорта нефти, торговля которым будет осуществляться на национальной платформе, наделала много шума. Информацию об этом со ссылкой на источники опубликовало агентство Bloomberg. Такие действия нашей страны в ответ на попытки Европы и США по максимуму снизить объемы импорта российской нефти и доходы нашего бюджета от него выглядят своевременными и логичными.

Свой эталонный (маркерный) сорт - это отсутствие привязки его цены к другим маркерным сортам нефти. Наоборот, от цены эталонного сорта отсчитывается дисконт или премия к другим сортам. А торговля на внутренней национальной площадке - это гарантия сохранения средств, полученных от продажи нефти и независимость от западных санкций, запретов, решений о заморозки средств и прочих враждебных действий других стран.

Но это только на первый взгляд, все просто и логично. А когда речь идет об экономике, то есть об очень больших деньгах, лучше присмотреться внимательней. Парадоксально, но нам не просто сделать эталонный сорт нефти по тем же причинам, что Европа не может единолично установить порог цен на нашу нефть в условиях ее умеренного дефицита. Если западные страны не будут покупать нашу дешевую нефть по рыночным ценам, они либо останутся совсем без нефти (а для них это неприемлемо), либо им придется покупать нефть из других стран по более высокой цене. А наша нефть просто уйдет на другой рынок.

Но не всегда все зависит от продавца. Точно также мы не можем просто взять и объявить, что с завтрашнего дня наша нефть Urals или какая-то другая эталон. Это должны признать покупатели. А для этого нужно не только выйти на определенные объемы торговли фьючерсами этой марки на бирже (по данным Bloomberg, это должно произойти в начале 2023 года), но также установить и поддерживать определенные качественные характеристики нашей нефти (содержание серы, плотность). Сейчас, например, они отличаются весьма значительно даже в рамках одной марки Urals, в зависимости от того, через какой порт идут поставки. Также и отличается цена на Urals в Северной и Южной Европе. Дело в том, что Urals - это смесь нефти, добываемой в разных регионах. В Поволжье нефть сернистая и тяжелая, в Западной Сибири - малосернистая и легкая и так далее. Смешивается эта нефть в трубопроводах, которых много, и, естественно, получить одинаковые характеристики итоговой смеси, проходящей по разным месторождениям, задача весьма сложная. Кроме этого такая работа, несомненно, увеличит себестоимость нашей нефти.

Второй нюанс связан с торговлей на бирже. Учитывая наши сегодняшние отношения с Западом ожидать, что европейцы придут на нашу национальную площадку закупаться нефтью весьма самонадеянно. Со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь с Китаем, Россия торгует через восточные биржевые площадки. В 2016 и 2018 году наша страна уже пыталась запустить торги фьючерсами отечественной нефти на СПбМТСБ, но спрос был очень мал. Но сейчас все же ситуация иная. Учитывая сложности с оплатой российской нефти, фрахтом судов, страховкой таких грузов и кредитованием таких операций, переход на российскую площадку может оказаться выгоден некоторым иностранным покупателям. Поэтому данный проект, в первую очередь, касающийся биржевой торговли на наших площадках, а не созданию эталонного сорта, может иметь смысл, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Раньше в мире существовала отлаженная и удобная, в том числе для российских компаний, система биржевой торговли нефтью, которая включала в себя все дополнительные услуги по оплате, транспортировке и страхованию. Сейчас эта система разрушена, а Россию из нее выкинули. Но пострадали от этого не только мы, как продавцы, но и покупатели, поскольку Россия - слишком большой игрок на нефтяном рынке. На Запад нам дорога закрыта, а вот азиатских покупателей можно попытаться убедить в удобстве наших площадок, считает Симонов. Главное, не перегнуть палку. Приоритетом должно быть - максимальное сохранение потребителей нашей нефть, подчеркивает он.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Россйская газета, 15.07.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики