Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сила Сибири — 2»: первое монгольское предупреждение

«Сила Сибири — 2»: первое монгольское предупреждение

По заявлению монгольской стороны, прокладка по ее территории газопровода «Сила Сибири — 2» в Китай может начаться в 2024 году. Но прежде «Газпрому» требуется решить вопросы поставок с Китаем, отмечают эксперты, и при этом решить, кому именно важнее их решить.

Один плюс два

Как заявил в интервью газете Financial Times премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ, его страна ожидает строительство газопровода «Сила-Сибири-2» через свою территорию в Китай уже в 2024 году.

Напомним, что оценить возможность прокладки трубопровода для поставок газа из России в Китай через территорию Монголии правительство этой страны и «Газпром» договорились в декабре 2019 года, подписав меморандум о взаимопонимании.

А еще 2 декабря 2019 года состоялось открытие собственно «Силы Сибири» — российского магистрального газопровода для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны АТЭР, прежде всего в Китай. Перед этим летом того же года российский и китайский участки газопровода «Сила Сибири» состыковали на границе двух стран. Это совместный проект «Газпрома» и CNPC (Китай). Экспортная ощность газропровода: 38 млрд м3 в год.

Когда нужно терпение

По словам ведущего аналитика Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, данный проект был интересен «Газпрому» и до конфликта России с ЕС и США и, соответственно, актуализации стратегии «разворота на Восток». В том числе потому, что трубопровод позволял объединить газотранспортные системы востока и запада России, а также газифицировать часть российских регионов. 

«История проекта — очень давняя. Раньше он назывался газопровод “Алтай“ и должен был пройти через западную границу КНР с Россией. Переговоры с Китаем шли давно и долго. КНР известна тем, что является жестким переговорщиком. Причем интересный факт: ранее для поставок в Европу “Газпром“ “уходил“ все севернее, начал разработки месторождений Ямала, под них же подстраивалась газотранспортная инфраструктура. А почему? Потому что с Ямала до Европы короче маршрут», — рассказал аналитик.

Но при этом, отметил он, получалось, что возможности месторождений Пур-Тазовского района Ямала превосходили потребности Европы. И «Газпром» планировал их использовать для «Силы Сибири — 2» на. По новому китайскому направлению ппанируются поставки примерно 50 млрд кубометров газа.

При текущей ситуации вопрос с «Силой Сибири — 2» для России становится все более актуальным, считает Игорь Юшков. Для «Газпрома» важно, чтобы западносибирский газ приходился не только на внутреннее потребление, а у России в целом сохранялся экспорт. Кроме того, учитывая постепенное сокращение поставок в Европу, РФ могла бы поставлять в Китай по новому газопроводу не запланированные 50 млрд., но в разы больше, просто увеличив пропускную способность проекта.

Однако похоже, замечает аналитик, КНР считает, что время на ее стороне.

«Вероятно, китайцы думают, что чем хуже будет ситуация на европейском рынке для РФ, тем проще из “Газпрома“ будет “выжать“ наиболее выгодные условия. Поэтому Китай затягивает переговоры, ждет, когда европейские поставки окончательно остановятся. И тогда “Газпром“ якобы придет и согласится на все условия. И тут можно сколько угодно готовиться, но если начать строить газопровод, не имея коммерческого договора на поставку газа в Китай, то это лишь усилит переговорные позиции КНР. На такое строительство соглашаться ни в коем случае нельзя», — полагает он.

По мнению Игоря Юшкова, учитывая вышеперечисленные факторы, дата, озвученная премьер-министром Монголии — 2024 год — кажется эфемерной.

«Китайцы отказываются от российского газа за счет сжиженного природного газа (СПГ), его производство в мире ограничено...Откуда он уйдет на европейский рынок, в случае отказа от поставок трубопроводного газа из РФ? Из Азии. То есть Китаю придется переплачивать, чтобы конкурировать по цене с Европой, предлагать больше, а соответственно, тратить все больше. Либо заключать договор с Россией на выгодных для всех условиях. Газ по "Сили Сибири — 2" будет в любом случае дешевле, чем СПГ. И эту мысль нужно до Китая донести», — резюмировал эксперт.

Газификация Азии продолжится

Согласен с коллегой и эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Он напомнил, что сам контракт по проекту «Сила Сибири — 2» обсуждается уже шесть лет, заметным образом изменилась ситуация в последние несколько месяцев, но мы все равно не приблизились к заключению контракта с КНР.

«Соответственно, обсуждать строительство предконечного участка газопровода через Монголию — немножко преждевременно: что обсуждать, если с Китаем соглашения нет? А если китайцы его не одобрят, тогда что нам строить через Монголию?», — задается вопросом эксперт.

Возможно, монгольская сторона заявлениями о сроках начала проекта старается зафиксировать их. «Я, конечно, думаю, что премьер-министр Монголии был бы рад, если через территорию его страны прошла труба. Монголия бы связала Россию с Китаем, страна получала бы деньги за прокачку газа. Это дало бы ей возможность провести газификацию», —поясняет Митрахович.

«Но для России текущие слова Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ — просто заявление, которые не базируется на наличии контракта», — добавляет он.

Станислав Митрахович также считает, что Китай сейчас чувствует свое преимущество в вопросе переговоров по строительству «Силы Сибири — 2». Тем не менее, энергетический баланс КНР не столь однозначен и стабилен.

«На самом деле сам Китай находится в положении далеко не победном, потому что в случае эскалации конфликта между Пекином и Вашингтоном, морские поставки в КНР могут находится под угрозой. И здесь наличие труб из РФ могло бы быть стратегически выгодным», — заключил он.

Из слов экспертов следует, что Пекин продолжит добиваться от России выгодных ему условий. Но этой позиции есть ограничения, потому что именно Москва сможет спасти КНР от возможного энергокризиса. А для этого всем сторонам нужно быть готовыми своевременно. О чем и напоминают — или мягко предупреждают — из Монголии.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.Ru, 18.07.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики