Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейский зонтик от инвестиций

Европейский зонтик от инвестиций

Концептуальная неопределенность в отношении может оставить систему без вложений. Одновременно попытки правительства обеспечить энергетическую безопасность Украины через присоединение к Европейскому энергетическому сообществу могут принести обратный результат. Требования энергетических директив Евросоюза не совпадают с условиями предоставления «Газпромом» инвестиций для реконструкции ГТС. А ЕС без Москвы вкладывать в украинскую трубу миллиарды евро явно не спешит

Выступая на прошлой неделе в Москве на круглом столе, посвященном проблемам европейской энергетики, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер заявил, что «движение Украины в направлении принятия у себя европейских правил на газовом рынке создает проблемы для инвестирования в газотранспортные мощности и в модернизацию газотранспортной системы Украины». По его словам, реализация Третьего энергетического пакета ЕС приведет к тому, что инвестиционная привлекательность украинского газотранспортного сектора станет проблемной.

Как известно, Украина 24 сентября 2010 г. подписала протокол о присоединении к Договору об Энергетическом сообществе (ДЭС), который определяет единые принципы и правила функционирования европейского энергорынка, и теперь обязана имплементировать у себя положения энергетического законодательства ЕС.

Объясняя выгоды, которые должно принести Украине присоединение к ДЭС, наши правительственные чиновники в числе основных выделяют такой момент, как создание условий для привлечения инвестиций в энергетический сектор и совершенствования существующей инфраструктуры. Однако, по мнению экспертов, главная причина, побудившая Киев поторопиться с вступлением в Энергосообщество, заключается в стремлении защитить украинскую энергетику, прежде всего газовую отрасль, от «сдачи России» и обеспечить себе более сильную позицию на переговорах с Москвой. Другими словами, вновь политические эмоции взяли верх над трезвым экономическим расчетом, и это отнюдь не способствует решению реально существующих проблем.

Присоединение Украины к ДЭС не может изменить объективную расстановку сил в газовом треугольнике Украина — Россия — ЕС. Россия является безальтернативным поставщиком газа на входе в украинскую ГТС, а задача Украины заключается в том, чтобы бесперебойно транзитировать этот газ по своей территории до европейского потребителя. В таком виде эта система сформировалась во времена Советского Союза, так она действует и по сей день.

Сегодня наша ГТС требует срочного ремонта и модернизации. Необходимых на эти цели семь с лишним миллиардов евро нет ни у НАК «Нефтегаз Украины», ни в государственном бюджете. Привлечь инвестиционные ресурсы правительство рассчитывает за пределами Украины — у заинтересованных в стабильном функционировании нашей ГТС России в лице «Газпрома» и партнеров в ЕС. «Газпром» согласен обеспечить требуемые вложения, но предлагает создать СП с «Нефтегазом» для совместного управления и эксплуатации ГТС. Евросоюз тоже заявляет о готовности инвестировать, но только при условии гарантий со стороны «Газпрома», что украинская труба будет заполнена газом. А россияне таких гарантий не дают: в условиях строительства обходных газопроводов и неопределенности на мировом газовом рынке только участие во владении активами может создать заинтересованность во вложении средств в украинскую ГТС.

Членство в ДЭС и применение Украиной энергетического законодательства ЕС не только не решают эти проблемы, но и консервируют состояние неопределенности с инвестициями в ГТС.

Как известно, в число основных требований Энергетических директив ЕС входят разделение добывающей и транспортной составляющих энергетического бизнеса, а также запрет на передачу в собственность «чужим» странам своих газотранспортных систем, выбор независимых операторов ГТС и беспрепятственный допуск третьих сторон к газотранспортной инфраструктуре. Все это фактически лишает собственников ГТС оперативного контроля над трубой и, соответственно, заинтересованности в инвестициях в нее.

«Есть вопрос в отношении того, на каких принципах и как будет осуществляться модернизация и реконструкция вновь создаваемых газотранспортных мощностей, но что не менее важно, мощностей, которые уже созданы»,— отметил господин Миллер на круглом столе в Москве.

По мнению директора Института энергетики и финансов (Россия) Владимира Фейгина, применение Энергетических директив противоречит интересам Украины. «Если Украина будет выполнять все планы Евросоюза, то вы останетесь без газотранспортной системы. Не ваш даже будет оператор, а будет оператор, которого выберет по тендеру ЕС»,— говорит господин Фейгин.

«Создавая независимые управляющие компании, мы лишаем инвестора возможности обеспечить эффективный возврат инвестиций, потому что, кто знает, какая компания будет более эффективно управлять газопроводом»,— считает директор Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский.

С другой стороны, по мнению директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, применение Энергетических директив в отношениях с Украиной может быть даже полезным для России. «Если у вас есть договоренность с покупателем, собственник трубы не имеет права чинить вам препятствий,— говорит господин Симонов.— Мы можем сэкономить на инвестициях в инфраструктуру. Зачем нам инвестировать в украинскую трубу, если вы и так обязаны нам предоставить доступ?»

Процесс вхождения Украины в Европейское энергетическое сообщество и имплементации Энергетических директив займет немало времени. Чтобы привести национальную законодательно-нормативную базу в соответствие с энергетической политикой и законодательством Евросоюза, по оценкам экспертов, понадобится не менее четырех-пяти лет. И непоправимой ошибкой может стать в этот период выжидательная позиция правительства, надеющегося на то, что стратегические вопросы будущего газовой отрасли Украины можно решить, прикрываясь европейским политическим зонтиком.

Не следует забывать, что именно на этот пятилетний промежуток времени приходится так называемая точка невозврата в газовых отношениях Украины, России и ЕС, то есть такой момент, когда взаимный поиск компромиссных решений, попытки учесть интересы друг друга утратят экономический смысл. В рамках этого срока Россия запустит «Северный» и «Южный» потоки. На эти же годы Европа планирует начало прокладки газопровода «Набукко». Реализация проектов диверсификации поставок топлива в Европу при отсутствии вложений в модернизацию отечественной ГТС лишит Украину статуса главного европейского транзитера газа и, как следствие, сведет к нулю инвестиционную привлекательность нашей газотранспортной отрасли.

Источник: Экономические известия, 02.03.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики