Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У «Дружбы» отсохла ветка

У «Дружбы» отсохла ветка

Поставки в Европу по южной части нефтепровода остановлены

Седьмой пакет санкций ЕС против России неожиданно осложнил поставки российской нефти транзитом через Украину в центральную Европу, в том числе в Венгрию, которая сейчас занимает наиболее дружественную России позицию из всех стран ЕС. Из-за санкций «Транснефть» не смогла заплатить «Укртранснафте» за транзит в августе, и в итоге он был остановлен. Эксперты считают, что европейским покупателям в этой ситуации проще самим платить за транзит через Украину.

Оператор украинской системы нефтепроводов «Укртранснафта» 4 августа остановила транзит российской нефти по южной ветке трубопровода «Дружба», сообщила 9 августа «Транснефть». Южная ветка идет через территорию Украины к нефтеперерабатывающим заводам в Венгрии, Словакии и Чехии, которые обычно получали по ней около 15 млн тонн нефти в год.

В июле, по данным “Ъ”, совокупные поставки по этому направлению составили около 1,35 млн тонн, почти половина из которых пришлась на Венгрию.

В «Транснефти» уточнили, что транзит по северной ветке «Дружбы» через Белоруссию в направлении Польши и Германии идет штатно. В июле, по данным “Ъ”, по северной ветке было поставлено около 2,1 млн тонн нефти.

По условиям транзитного договора, «Транснефть» должна внести 100-процентную предоплату за транзитные объемы, но не смогла этого сделать для августовских поставок, и «Укртранснафта» прекратила прокачку. Как пояснили в «Транснефти», компания отправила платеж еще 22 июля через обслуживающий компанию Газпромбанк, но платеж не прошел из-за санкций, и 28 июля деньги были возвращены на счет компании. Вступивший в силу в июле регламент ЕС 2022/1269 предусматривает, что европейские банки должны согласовывать поступление средств из России с национальными регуляторами. Но, отмечают в «Транснефти», пока нет единой позиции по алгоритму действий для банков различных юрисдикций, а регуляторы не выработали порядок выдачи таких разрешений. В «Транснефти» сообщили, что прорабатывают варианты альтернативного прохождения денежных средств и ведут переговоры с обслуживающими банками.

Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, отмечает, что, если ситуация с российскими платежами не будет решена в ближайшее время, платить за транзит могут сами европейские покупатели нефти. Нынешняя система, когда транзит по территории Украины и Белоруссии оплачивает Россия, а европейцы получают нефть в собственность уже на территории своих стран, сложилась еще в советское время, поясняет он. Но принципиально ничто не мешает, например, венгерской MOL получить нефть на границе Белоруссии и Украины и затем самой оплатить транзит, однако для этого потребуется перезаключение контрактов с «Укртранснафтой». В MOL 9 августа официально заявили, что инициировали такие переговоры.

Если вопрос не решится, Словакия и Венгрия могут столкнуться с нехваткой нефтепродуктов, так как не имеют выхода к морю и вынуждены будут частично завозить сырье по железной дороге. Чехия может получить нефть по трубопроводу из Германии.

Ряд источников “Ъ” видит в сложившейся ситуации попытку давления на Будапешт на фоне его нежелания отказываться от российских энергоресурсов.

В мае советник министра энергетики Украины Елена Зеркаль прямо называла нефтепровод «Дружба» рычагом давления на Венгрию. С таким мнением согласен эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Он отмечает, что, на первый взгляд, ситуация не выглядит как политическое решение, а похожа просто на сложности бюрократии, но она может оказаться попыткой наказать Венгрию за ее слишком самостоятельную политику: страна тормозила принятие шестого пакета санкций и добилась того, чтобы поставки нефти по «Дружбе» была выведены из-под действия эмбарго ЕС на российскую нефть. Эксперт отмечает, что Чехия еще до остановки транзита по «Дружбе» начала получать нефть из Германии, чтобы обезопасить себя. По мнению господина Юшкова, самый простой выход из сложившейся ситуации — переход на оплату транзита через Украину европейскими получателями нефти. Он напоминает, что такая схема уже действует на северной ветке «Дружбы», которая идет через Польшу, поэтому ее проблемы с расчетами не коснулись.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: КоммерсантЪ, 09.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики