Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Казахстан наладить поставки нефти в обход России

Сможет ли Казахстан наладить поставки нефти в обход России

Для этого придется значительно расширить портовые мощности и построить танкерный флот

Казахстан с сентября, по данным источников Reuters, начнет продавать часть своей сырой нефти через крупнейший нефтепровод Азербайджана.

Один из собеседников агентства уточняет, что казахстанская государственная нефтяная компания «Казмунайгаз» (КМГ) ведет переговоры с торговым подразделением азербайджанской государственной компании SOCAR о разрешении на продажу 1,5 млн т казахстанской нефти в год через азербайджанский трубопровод, по которому доставляется нефть в турецкий средиземноморский порт Джейхан. Другой источник утверждает, что окончательный контракт должен быть подписан в конце августа, а поставки по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) начнутся через месяц.

Агентство отмечает, что объем поставок составит чуть более 30 000 барр./сутки и «является ничтожным» по сравнению с 1,3-1,4 млн барр./сутки, которые сегодня экспортируются по трубе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Казахстан начал искать пути экспорта в обход территории России после того, как возникла угроза приостановки поставок по системе КТК.

Как писали «Ведомости», в начале июля Приморский районный суд Новороссийска вынес решение о приостановке деятельности морского терминала КТК на 30 суток для устранения нарушений, выявленных Ространснадзором. Консорциум тогда пояснял, что намерен обжаловать данное решение. В итоге 11 июля Краснодарский краевой суд отменил решение нижестоящей инстанции и заменил приостановку деятельности КТК на штраф в 200 000 руб.

Представитель «Казмунайгаза» заявил «Ведомостям», что помимо экспорта нефти через систему КТК компании доступны и «альтернативные маршруты»: например, трубопровод Атырау – Самара (проектная мощность составляет около 17 млн т в год, загружен примерно на 70%. – «Ведомости»), а также поставки через трубопровод Казахстан – Китай и через порт Актау в направлении на Баку и Махачкалу. «Вместе с тем компанией ведется дополнительная работа по диверсификации транспортных маршрутов нефти. Все возможные альтернативные маршруты транспортировки в настоящее время находятся в стадии проработки», – отметил он.

На вопрос о поставках через трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан представитель «Казмунайгаза» не ответил.

В SOCAR и КТК на момент публикации не ответили на запросы «Ведомостей».

Экспорт казахстанской нефти составляет более 1% мировых поставок, или примерно 1,4 млн барр./сутки.

Аналитик «Финама» Андрей Маслов отмечает, что мощности КТК и трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан (67 млн и 62 млн т нефти в год соответственно. – «Ведомости») сопоставимы, но по последнему маршруту наряду с казахской прокачивается и азербайджанская нефть, что «существенно снижает его потенциал». «Учитывая, что на протяжении последних лет трубопровод был загружен почти полностью, позволяя поставлять около 58–60 млн т бакинской нефти в год, при максимальной загрузке Казахстан сможет прокачивать порядка 1,5–2 млн т в год по этому маршруту», – подсчитал он.

Эксперт добавляет, что сейчас у Казахстана нет технической возможности прекратить сотрудничество в рамках КТК. Поэтому Нур-Султан таким образом, скорее, пытается продемонстрировать Москве наличие альтернативных маршрутов экспорта нефти, а не найти реальный выход из сложившейся ситуации.

С этим согласен эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов: «О полном отказе от КТК речи не идет». Но в долгосрочной перспективе диверсификация поставок, по его словам, возможна, особенно на фоне многочисленных перебоев в работе КТК в 2022 г. Напомним, что 21 марта в районе морского терминала КТК из-за сильного шторма были повреждены два из трех выносных причальных устройств (ВПУ), из-за чего отгрузку нефти пришлось приостановить. Починили оба ВПУ к концу мая. А 11 июня вблизи одного из ВПУ была обнаружена мина времен Второй мировой войны, из-за чего отгрузка нефти на время разминирования приостанавливалась.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков сомневается, что между «Казмунайгазом» и SOCAR будут подписаны конкретные обязывающие соглашения. «Азербайджанский маршрут сейчас сильно ограничен по объемам как с точки зрения достаточного количества танкеров, так и свободных мощностей нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Перенаправить значительные объемы нефти с КТК технически невозможно», – поясняет он.

Научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин обращает внимание, что трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан рассматривается в качестве альтернативного экспортного маршрута для поставок казахстанской нефти «уже 15 лет». «Еще в 2006 г. при запуске этого трубопровода присутствовал тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, что вызвало вопросы у российской стороны, поскольку именно тогда обсуждалось расширение пропускной способности КТК», – напоминает Притчин. Но азербайджанский маршрут все это время, по его словам, почти не использовался как более дорогой и менее надежный.

«Во-первых, Казахстан не является акционером этого трубопровода, соответственно, нет и возможности использования его на льготных условиях. Во-вторых, он ограничен пока в доставке нефти по морю в Азербайджан. КТК строился под казахское месторождение “Тенгиз”, – поясняет Притчин. – А для переброски в Баку придется строить новые перевалочные терминалы в Актау или Курыке и тянуть трубу до них, значительно расширять танкерный флот, учитывая при этом мелководье Каспия».

Даже если Казахстаном будет принято принципиальное решение на политическом уровне о диверсификации маршрутов, его реализация, по мнению эксперта, потребует «серьезных усилий» и времени, поэтому Россия в среднесрочной перспективе сохранит за собой статус ключевого транзитера казахстанской нефти.

Авторы: Николай Николаев, Илья Лакстыгал 

Источник: Ведомости, 12.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики