Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > КТК вновь приостановил работу: нефть Казахстана не пострадает

КТК вновь приостановил работу: нефть Казахстана не пострадает

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) приостановил работу двух выносных причалов из-за трещин в узлах крепления подводных рукавов. Об этом компания сообщила на своем официальном сайте. В этот раз неполадки обнаружили водолазы при плановых работах по техобслуживанию комплекса подводного оборудования ВПУ-1 и ВПУ-2. Специалисты нашли трещины в узлах крепления подводных рукавов к танкам плавучести. «Погрузочные операции на Морском терминале КТК временно производятся только через ВПУ-3. Использование одного ВПУ в настоящее время позволит выполнить заявки грузоотправителей в сниженных объемах», - пояснили в компании. В КТК отметили, что угроза населению, флоре и фауне Черного моря отсутствует, а герметичность оборудования сохранена.

Не надо политизировать

После происшествия в публичном поле начали появляться комментарии о политической подоплеке ситуации.

По мнению эксперта Центра изучения региональных проблем Михаила Соколовского, «с одной стороны, остановка КТК случилась не вовремя, только закончился визит главы Казахстана в Сочи, где Токаев встречался с президентом Путиным. С другой, никакой политической составляющей тут искать не следует. История с КТК, судя по комментариям его представителей, началась еще 4 августа, задолго до визита главы Республики в Россию. То есть, вопрос находится исключительно в экономической и технической плоскостях и полностью деполитизирован. То, что Путин знал об имеющихся проблемах перед встречей и обговорил этот момент с Токаевым – однозначно. Вероятно, вопрос стоял о сохранении прокачки объемов, принадлежащих именно Казахстану, а не американским компаниям».

Активные комментаторы, в основном с казахской стороны, высказывают предположения о возможном разладе между президентами России и Казахстана. Масла в огонь подливают некоторые руководители казахстанских акционеров КТК.

«Больше всех в телеграмме «волнуются» за господина Берлибаева, который заседал в КТК председателем совета директоров долгое время и его кураторов в «Казмунайгазе», забывая при этом про господина Шманова, который занимался почти тем же самым. Что это? Быть может попытка отвести от них недоработки с предыдущим подрядчиком на морском терминале КТК, который довел ситуацию до такого состояния? Зачем руководство «Казмунайгаза» лезет в политику и пытается вбить клин между президентами дружественных государств, остается только догадываться. Думается, что это история, управляема западными заинтересантами, которым чем хуже отношения между Казахстаном и Россией, тем на данном этапе лучше», - заключает Соколовский.

Казахстан не пострадает

Эксперты, опрошенные редакцией, считают, что Казахстан от аварийной ситуации на КТК пострадать не должен. Объемы прокачки временно опять ограничат, однако та часть нефти, которая принадлежит казахским акционерам, дойдет до потребителя. Бюджет республики свое получит.

«По маршруту КТК транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Казахского сырья там примерно 20% от всего потока, остальное принадлежит России и западным добывающим компаниям. Консорциум с 3-мя ВПУ должен был качать порядка 60-67 млн тонн нефти в год. С текущими поломками на круг за год дотянут до 30 млн тонн. Ведь чаще всего КТК работал с 1 ВПУ, с двумя только 48% всего времени, - комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. - Сейчас КТК полностью сможет выполнить любые заявки, потому что два главных месторождения стоят на ремонте. А в дальнейшем предполагаю, Россия сделает все возможное, чтобы сохранить казахские объемы в неприкосновенности, Казахстан ничего не потеряет. Уменьшится российская часть прокачки и значительно потеряют западные добывающие компании, которым принадлежит нефть на основе соглашений о разделе продукции».

Главный вопрос, который поднимается в контексте периодических проблем у консорциума – возможная диверсификация поставок по КТК. Однако, как говорят эксперты, альтернативный путей для поставок в Европу казахской и российской нефти пока не просматривается.

Как считает Игорь Юшков, «куда они пойдут (если пойдут) неизвестно»: «Их не сможет принять БТД, казахстанско-китайский нефтепровод тоже, по железной дороге не объехать в сопоставимых и даже разделенных объемах. Возможно, пойти в нефтеровод Атырау-Самара и дальше по Дружбе конечно. Сейчас КТК нужно найти подрядчика на работы по замене оборудования. Это наверняка займет не один и не пару месяцев, а дальше штормовой сезон, когда глубоководные работы будет вести невозможно. Предполагаю, что ситуация с остановкой затянется до весны следующего года. Опять же необходимо понять, что с третьим ВПУ, потому что КТК ничего не сообщал об инспекции этого оборудования».

Что с подрядчиком

Ряд экспертов отмечают странное совпадение волны поломок на новороссийском терминале консорциума с приходом нового подрядчика с российской стороны. Однако замечают, что Россия – последняя, кому выгодна постоянная шумиха вокруг важного геополитического проекта. Рисковать дружескими связями с Казахстаном ради непонятной копеечной выгоды, связанной со сменой подрядчика нелепо.

Независимый эксперт ТЭК Сергей Филимонов считает, что «ситуация с техническим состоянием КТК может быть связана с предыдущим подрядчиком – компании «Ламналко»: «До нее строил и потом обслуживал терминал американский подрядчик под контролем компаний Chevron и ExxonMobil. В течение десяти лет до и пятнадцати после, когда тендер выиграла голландская компания, не было никаких нареканий, но как только сменили подрядчика, всё посыпалось. Таким образом очевидный вывод – это накопленные дефекты. Опять же надо иметь в виду – двадцать лет оборудованию, всё когда–то ломается, технический износ никто не отменял. Главное вовремя заметить, чтобы не допустить аварии, а с этим всё нормально. Вероятно предыдущий подрядчик просто-напросто скрывал реальное техническое состояние объекта или номинально выполнял все работы надеясь на надежность.По факту именно после ухода этой компании и произошел разрыв гидрокомпенсатора на ВПУ, который привел к масштабному разливу нефти и штрафу в 5 миллиардов для КТК».

По мнению Игоря Юшкова, «вообще ситуация с подрядчиками на КТК сложная. Ранее западные компании в составе акционеров КТК, до вмешательства России нанимали западных же контрагентов, которые неизвестно как работали. Сейчас ситуация изменилась и государственный акционер Российская Федерация взяла под свой контроль ситуацию, а все эти многочисленные огрехи выявляются сейчас, когда срок надёжности оборудования уже подходит к концу».

Проблемы и у казахов

По мнению основателя программы «Байдильдинов.Нефть» Олжаса Байдильдинова, в Казахстане добыча снизилась на 13%, до 200 тонн в сутки из-за технических проблем на Кашагане и плановом ТО на Тенгизе.

«Отгрузка в морском терминале продолжается, но немного уменьшилась. При этом из Казахстана – не приостановлена и не снижена. Поэтому ничего драматичного не происходит, оборудование может ломаться и выходить из строя – это сложные производственные процессы. Даже Кашаган с бюджетом свыше 60 млрд долл., который разработают западные нефтяные корпорации сталкивается с технологическими проблемами. Так что я вновь призываю не политизировать эту тему», – заметил Байдильдинов.

То есть, в сухом остатке технические проблемы у КТК, оперативно решаемые в течение ближайших месяцев. При этом Казахстан имеет собственные ограничения в добыче, вызванные плановыми и неплановыми авариями на месторождениях. Бюджет республики не пострадает, потому что объемы, принадлежащие Казахстану, точно пойдут в трубу.

На текущий энергокризисный рынок, поломка также вряд ли окажет влияние. Ноль политики и очередная волна информационной шумихи, вызванной противниками нормальных отношений между дружественными странами.

В этих условиях очевидно, что несколько страдают западные компании, которые добывают нефть в Казахстане и президент Токаев уже говорил, что надо бы пересмотреть соглашения о разделе продукции. В этом случае сложившаяся ситуация как нельзя играет ему на руку и является инструментом давления на англосаксов.

Автор: Денис Писарев

Источник: НГ, 23.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики