Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > КТК вновь приостановил работу: нефть Казахстана не пострадает

КТК вновь приостановил работу: нефть Казахстана не пострадает

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) приостановил работу двух выносных причалов из-за трещин в узлах крепления подводных рукавов. Об этом компания сообщила на своем официальном сайте. В этот раз неполадки обнаружили водолазы при плановых работах по техобслуживанию комплекса подводного оборудования ВПУ-1 и ВПУ-2. Специалисты нашли трещины в узлах крепления подводных рукавов к танкам плавучести. «Погрузочные операции на Морском терминале КТК временно производятся только через ВПУ-3. Использование одного ВПУ в настоящее время позволит выполнить заявки грузоотправителей в сниженных объемах», - пояснили в компании. В КТК отметили, что угроза населению, флоре и фауне Черного моря отсутствует, а герметичность оборудования сохранена.

Не надо политизировать

После происшествия в публичном поле начали появляться комментарии о политической подоплеке ситуации.

По мнению эксперта Центра изучения региональных проблем Михаила Соколовского, «с одной стороны, остановка КТК случилась не вовремя, только закончился визит главы Казахстана в Сочи, где Токаев встречался с президентом Путиным. С другой, никакой политической составляющей тут искать не следует. История с КТК, судя по комментариям его представителей, началась еще 4 августа, задолго до визита главы Республики в Россию. То есть, вопрос находится исключительно в экономической и технической плоскостях и полностью деполитизирован. То, что Путин знал об имеющихся проблемах перед встречей и обговорил этот момент с Токаевым – однозначно. Вероятно, вопрос стоял о сохранении прокачки объемов, принадлежащих именно Казахстану, а не американским компаниям».

Активные комментаторы, в основном с казахской стороны, высказывают предположения о возможном разладе между президентами России и Казахстана. Масла в огонь подливают некоторые руководители казахстанских акционеров КТК.

«Больше всех в телеграмме «волнуются» за господина Берлибаева, который заседал в КТК председателем совета директоров долгое время и его кураторов в «Казмунайгазе», забывая при этом про господина Шманова, который занимался почти тем же самым. Что это? Быть может попытка отвести от них недоработки с предыдущим подрядчиком на морском терминале КТК, который довел ситуацию до такого состояния? Зачем руководство «Казмунайгаза» лезет в политику и пытается вбить клин между президентами дружественных государств, остается только догадываться. Думается, что это история, управляема западными заинтересантами, которым чем хуже отношения между Казахстаном и Россией, тем на данном этапе лучше», - заключает Соколовский.

Казахстан не пострадает

Эксперты, опрошенные редакцией, считают, что Казахстан от аварийной ситуации на КТК пострадать не должен. Объемы прокачки временно опять ограничат, однако та часть нефти, которая принадлежит казахским акционерам, дойдет до потребителя. Бюджет республики свое получит.

«По маршруту КТК транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Казахского сырья там примерно 20% от всего потока, остальное принадлежит России и западным добывающим компаниям. Консорциум с 3-мя ВПУ должен был качать порядка 60-67 млн тонн нефти в год. С текущими поломками на круг за год дотянут до 30 млн тонн. Ведь чаще всего КТК работал с 1 ВПУ, с двумя только 48% всего времени, - комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. - Сейчас КТК полностью сможет выполнить любые заявки, потому что два главных месторождения стоят на ремонте. А в дальнейшем предполагаю, Россия сделает все возможное, чтобы сохранить казахские объемы в неприкосновенности, Казахстан ничего не потеряет. Уменьшится российская часть прокачки и значительно потеряют западные добывающие компании, которым принадлежит нефть на основе соглашений о разделе продукции».

Главный вопрос, который поднимается в контексте периодических проблем у консорциума – возможная диверсификация поставок по КТК. Однако, как говорят эксперты, альтернативный путей для поставок в Европу казахской и российской нефти пока не просматривается.

Как считает Игорь Юшков, «куда они пойдут (если пойдут) неизвестно»: «Их не сможет принять БТД, казахстанско-китайский нефтепровод тоже, по железной дороге не объехать в сопоставимых и даже разделенных объемах. Возможно, пойти в нефтеровод Атырау-Самара и дальше по Дружбе конечно. Сейчас КТК нужно найти подрядчика на работы по замене оборудования. Это наверняка займет не один и не пару месяцев, а дальше штормовой сезон, когда глубоководные работы будет вести невозможно. Предполагаю, что ситуация с остановкой затянется до весны следующего года. Опять же необходимо понять, что с третьим ВПУ, потому что КТК ничего не сообщал об инспекции этого оборудования».

Что с подрядчиком

Ряд экспертов отмечают странное совпадение волны поломок на новороссийском терминале консорциума с приходом нового подрядчика с российской стороны. Однако замечают, что Россия – последняя, кому выгодна постоянная шумиха вокруг важного геополитического проекта. Рисковать дружескими связями с Казахстаном ради непонятной копеечной выгоды, связанной со сменой подрядчика нелепо.

Независимый эксперт ТЭК Сергей Филимонов считает, что «ситуация с техническим состоянием КТК может быть связана с предыдущим подрядчиком – компании «Ламналко»: «До нее строил и потом обслуживал терминал американский подрядчик под контролем компаний Chevron и ExxonMobil. В течение десяти лет до и пятнадцати после, когда тендер выиграла голландская компания, не было никаких нареканий, но как только сменили подрядчика, всё посыпалось. Таким образом очевидный вывод – это накопленные дефекты. Опять же надо иметь в виду – двадцать лет оборудованию, всё когда–то ломается, технический износ никто не отменял. Главное вовремя заметить, чтобы не допустить аварии, а с этим всё нормально. Вероятно предыдущий подрядчик просто-напросто скрывал реальное техническое состояние объекта или номинально выполнял все работы надеясь на надежность.По факту именно после ухода этой компании и произошел разрыв гидрокомпенсатора на ВПУ, который привел к масштабному разливу нефти и штрафу в 5 миллиардов для КТК».

По мнению Игоря Юшкова, «вообще ситуация с подрядчиками на КТК сложная. Ранее западные компании в составе акционеров КТК, до вмешательства России нанимали западных же контрагентов, которые неизвестно как работали. Сейчас ситуация изменилась и государственный акционер Российская Федерация взяла под свой контроль ситуацию, а все эти многочисленные огрехи выявляются сейчас, когда срок надёжности оборудования уже подходит к концу».

Проблемы и у казахов

По мнению основателя программы «Байдильдинов.Нефть» Олжаса Байдильдинова, в Казахстане добыча снизилась на 13%, до 200 тонн в сутки из-за технических проблем на Кашагане и плановом ТО на Тенгизе.

«Отгрузка в морском терминале продолжается, но немного уменьшилась. При этом из Казахстана – не приостановлена и не снижена. Поэтому ничего драматичного не происходит, оборудование может ломаться и выходить из строя – это сложные производственные процессы. Даже Кашаган с бюджетом свыше 60 млрд долл., который разработают западные нефтяные корпорации сталкивается с технологическими проблемами. Так что я вновь призываю не политизировать эту тему», – заметил Байдильдинов.

То есть, в сухом остатке технические проблемы у КТК, оперативно решаемые в течение ближайших месяцев. При этом Казахстан имеет собственные ограничения в добыче, вызванные плановыми и неплановыми авариями на месторождениях. Бюджет республики не пострадает, потому что объемы, принадлежащие Казахстану, точно пойдут в трубу.

На текущий энергокризисный рынок, поломка также вряд ли окажет влияние. Ноль политики и очередная волна информационной шумихи, вызванной противниками нормальных отношений между дружественными странами.

В этих условиях очевидно, что несколько страдают западные компании, которые добывают нефть в Казахстане и президент Токаев уже говорил, что надо бы пересмотреть соглашения о разделе продукции. В этом случае сложившаяся ситуация как нельзя играет ему на руку и является инструментом давления на англосаксов.

Автор: Денис Писарев

Источник: НГ, 23.08.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики