Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» обвинили в коррупции

«Газпром» обвинили в коррупции

По мнению международных организаций Transparency International и Института мониторинга доходов, «Газпром» оказался одной из самых непрозрачных компаний мира в своей отрасли.

К такому выводу пришли авторы исследования антикоррупционной политики в 44 крупнейших нефтегазовых компаниях планеты. По их мнению, российский газовый гигант не спешит предавать гласности информацию о действующих внутри компании антикоррупционных мерах. Аналогичной политики, согласно исследованию, придерживаются и другие крупнейшие нефтегазовые компании развивающихся стран, включая китайскую Sinopec, саудовскую Saudi Aramco и казахстанскую «КазМунайГаз». Наиболее «прозрачной» в этом отношении сочли британскую компанию BG Group, раскрывающую 93 процента антикоррупционных мер.

Другое дело – открытость информации, касающейся оргструктуры, бенефициаров, партнеров и дочерних компаний. В этом отношении «Газпром», раскрывающий 85 процентов информации, показал себя с наилучшей стороны. Неплохо выглядит и «Роснефть», предающая гласности 75 процентов информации. При этом, как говорится в докладе Transparency International, средний показатель по раскрытию оргструктуры составил 65 процентов, по раскрытию оргструктуры на национальном уровне – всего лишь 16 процентов. Еще одна интересная деталь: несмотря на общую тенденцию к большей открытости антикоррупционной политики, крупные транснациональные корпорации уделяют больше внимания отчетности в родной стране, чем за рубежом, особенно в развивающихся странах.

Отдельная статья – это особенности поведения российских нефтегазовых компаний. Отчасти их закрытость объясняется тем, что ряд сведений, относящихся к деятельности того же «Газпрома», составляет государственную тайну. Но есть и другая причина, объясняющая политику молчания в области антикоррупционных мер: дело в том, что многие из российских компаний ориентируются при осуществлении крупных инфраструктурных проектов на услуги «дружественных» подрядчиков, говорит юрист отдела Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации» Алексей Манчестер. По его словам, российские компании довольно охотно раскрывают информацию об организационной структуре и финансовую информацию, надеясь, что этого будет достаточно для привлечения масштабных инвестиций. Пока этого достаточно, но требования инвесторов к прозрачности компаний постепенно повышаются.

Инвесторы хотят знать, как обстоят дела с качеством управления в компаниях, поэтому нефтегазовым компаниям придется раскрывать информацию об антикоррупционных мероприятиях в самом ближайшем времени. Вступление в ВТО должно активизировать этот процесс, считает эксперт.

И все‑таки российские эксперты сомневаются в объективности рейтинга и критериев оценки Transparency International.

Получается, что либо TI обладает – секретными данными, или ее рейтинги основаны только на стереотипах, – считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Аналогичные сомнения высказывает и председатель Национального антикоррупционного комитета, член правления российского отделения TI Кирилл Кабанов, напоминающий о том, что «Газпром» – классический вариант закрытой государственной компании, и его стремление держать в секрете часть информации вполне логично.

Нельзя до конца понять, по какому принципу – рассчитывался рейтинг, и почему у «Газпрома» он ниже, чем, к примеру, у «Роснефти», – добавил господин Кабанов.

Автор: Ольга Мариничева

Источник: Экономика и промышленность России, № 05 (169), март 2011 г.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики