Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Внешнеполитический вектор Украины

Внешнеполитический вектор Украины

Последней экспертный опрос, опубликованный на нашем сайте, был посвящен внутренней политике властей Украины. Сегодня портал «Материк.ру» обратился к ведущим экспертам России и Украины с просьбой осветить внешнеполитические тенденции в отношениях страны с Западом и Российской Федерацией:

- Чем и когда закончится пауза в достижении договоренностей между Россией и Украиной, взятая после Харьковских соглашений?

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности:

От Харьковского договора было очень много ожиданий. То есть, была какая-то эйфория: думали, что вот теперь-то и начнется! Но, по большому счету, после Харькова, кроме договоренностей по атому, честно говоря, серьезных вещей в актив нам занести сложновато. Поэтому здесь очевидно, что мы несколько потеряли динамику. Да и Янукович, кстати, опять начал эти игры, связанные с разводками между Россией и Европой. Из общения с украинскими экспертами я вижу, как возникает новая волна ожиданий, связанная с соглашением о Единым экономическом пространстве с Европой. У нас эта тема практически не звучит, но на Украине это подается как: «Ура! У нас скоро будет единое пространство с Европой!..». То есть, начинается новый этап антироссийских экономических отношений: с Россией все понятно, мы сейчас опять снова с Европой. Короче говоря, «снова, здорово!» происходит, мы видим то же самое. И в таких ситуациях экономические отношения развивать крайне тяжело. Украина никак не хочет понять, что, по большому счету, ее экономика без использования российского фактора, без использования энергии из России, никому не нужна. Кому нужна в Европе металлургическая, химическая промышленность, авиапром? На самом деле, единственный шанс украинской промышленности хоть как-то выжить в этой ситуации, заключается в восстановлении старых кооперационных схем с Россией. Это достаточно очевидная вещь. Поэтому здесь Украина наступает на те же грабли, что и при Ющенко. То есть, ожидая какого-то суперэффекта от экономической интеграции с Европой, она опять говорит России: вы нам не нужны! Опять начинается новая волна сомнительных иллюзий. Естественно, это ни к чему не приведет, и не будет никакого серьезного экономического эффекта для Украины, никто в Европе не собирается поддерживать её несчастную промышленность.

Безусловно, все эти процессы тормозят наши отношения с Украиной. С одной стороны, хорошо, что на Украине сейчас у власти прагматики, а с другой стороны, эти прагматики, как мне кажется, не всегда правильно понимают экономические возможности Украины и очень любят политические разводки – попугать нас Европой, что сейчас и происходит. Поэтому после Харькова пока я, кроме атома, не вижу никаких серьезных сдвигов, а время идет. И по той же энергетике, смотрите, элементарный вопрос: мы же понимаем, что общая газотранспортная система позволит Украине сохранить свой бизнес, потому что, если Украина по-прежнему будет нас шантажировать своим участком трубы, рано или поздно будут завершены обходные проекты, и газ на Украину идти не будет. Украина будет терять только на транзите более 3 млрд. долл. в год. Украина это прекрасно понимает, но, тем не менее, все равно эту простую, в общем-то, вещь они до конца решить не могут. Поэтому, к сожалению, новая украинская власть, хотя она нам и кажется более пророссийской, тем не менее, зачастую все еще цепляется за какие-то фантомы, что и мешает нам действительно энергично развивать наши отношения.

Тарас Березовец, директор PR-группы Polittech:

Есть объективные причины, связанные с тем, что первоначальный импульс, приданный российско-украинским отношениям в начале 2010 года, был вызван парной оппозицией со стороны самого Януковича. Он существенно нуждался в российской внешнеполитической поддержке для того, чтобы укрепить ситуация внутри страны. Подобно Кучме, Янукович понимает, что чем больше он пускает сюда российский бизнес, российское влияние, тем меньше становятся его собственные возможности. Поэтому нового прорыва, или чего-то подобного тому, что мы наблюдали в отношениях между Украиной и Россией в 2010 году больше не произойдет. Более того, сейчас идет период охлаждения. Естественно Янукович пытается компенсировать отсутствие прогресса на российском направлении отношениями с Азиатскими державами и с ЕС.

Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ:

Сейчас главное - это объективный политический цикл, когда начнется нечто новое. Если на Украине, в этом смысле, Янукович у власти всего лишь год с небольшим, идо начала нового политического цикла еще довольно далеко, то в России уже скоро думские и президентские выборы. Договорятся ли в ближайшее время, как планировали, по мосту через Керченский пролив и всему, что с этим связано, может, и не договорятся, но это тактическая договоренность. А так это, конечно, после президентских выборов в России, то есть после начала следующего года.

Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии:

У меня такое ощущение, что обе стороны поставили «галочки» в своих отчетах и спокойно занялись другими делами.

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества:

Я не согласен с формулировкой «пауза в отношениях». Идет нормальный диалог, встречаются рабочие группы, нарабатываются документы. Да, нет каких-то прорывных, ярких заявлений и действий, но процесс диалога происходит.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования:

Закончится очередным соглашением. Причём, чем длиннее пауза, тем больше Украине придётся уступить.

- Каковы сходство, различия и сравнительные результаты европейской и евроатлантической политики Украины при Викторе Ющенко и Викторе Януковиче?

В.Третьяков:

Сходство очевидно. Все лидеры Украины, даже совсем «оранжевые» все равно пытались сидеть на двух стульях. Поэтому при желании одновременно участвовать и в европейской интеграции и вроде бы в какой-то интеграции на постсоветском пространстве не делается окончательного выбора ни в ту, ни в другую сторону – это что при Ющенко было, что при Кучме, что при Януковиче. Янукович, в этом смысле, ведет более гибкую, более маневренную политику.

Относительно различий, для Ющенко все было ясно: все заигрывания и все компромиссы с Россией были связаны с объективной необходимостью, учитывая то, что Россия рядом, русские на Украине, как бы их там не лишали прав, оставалась, и он должен был с этим объективно считаться, хотя желания считаться не было. А Янукович, конечно, и психологически, и исторически душой разрывается между Россией, как более близким цивилизационным и историческим субъектом, и Евросоюзом, где вроде бы наступает экономический рай, процветание и всякие другие «золотые плоды», которые автоматически сыпятся на голову, если ты в этой интеграции участвуешь. В этом смысле, конечно, Янукович еще больше раздвоен. Ющенко идеологически, идейно был там, но не мог принять то, что русских на территории Украины надо игнорировать. Хотел бы игнорировать, но не мог. А Янукович – раздвоен. Но, опять же, на постсоветском и общеевропейском пространстве цивилизационные изменения границ, линии водораздела, в ближайшее время не закончатся. В президентство Януковича, даже если у него будут два срока, точно не закончатся. Эта раздвоенность, естественно, будет продолжаться.

К.Симонов:

С одной стороны, кажется, что Янукович в большей степени пророссийский президент, но, с другой стороны, на новом витке он опять пытается сыграть в тему «Мы – европейцы!». Но они не европейцы, к сожалению. И никто украинскую экономику в Европе не ждет. Это главная проблема. Еще раз повторю: вспомните, какие были ожидания – куда поедет Янукович – в Москву или в Брюссель? Поехал в Брюссель в итоге в первый раз. Это был некий сигнал. Вот сейчас, как я уже сказал, тема Единого экономического пространства с Европой. Это сверхзавышенные ожидания. Поэтому здесь, может быть, меньше эмоций, потому что с Ющенко все было понятно: лишь бы от России подальше. Янукович более прагматичный, он пытается Украину продать подороже. Но, на самом деле, он никак не может понять, что Украина, как экономический проект, Европе не нужна, особенно в период экономических трудностей, когда нужно еще греков кормить.

Т. Березовец:

При Януковиче, как и при Ющенко продолжается военная часть сотрудничества. Она будет активной, поскольку в этом заинтересовано украинское военное ведомство и, условно говоря, украинский военный класс, вне зависимости от того, кто находится при власти. Это сотрудничество при Януковиче возможно даже будет более действенным, чем это было при Ющенко. Тогда было слишком много деклараций и мало дела, а сегодня – наоборот, упор идет на практическое сотрудничество. Политическое же сотрудничество при Януковиче достаточно сильно пострадает, но это не более чем временное явление. Рано или поздно ему придется искать поддержку в евроатлантических структурах для того, чтобы сделать противовес той же России.

В. Кулик:

Сравнивать это сложно, хотя бы потому, что были разные исторические условия. Если говорить о европейской политике Ющенко, то на первом этапе были завышенные ожидания, определенные месседжы со стороны Запада об ускорении евроинтеграции, о вступлении в ЕС и т.д. При Януковиче такой политики не ведется. Украина настроена на прагматическое сотрудничество с ЕС, мы рассчитываем получить договор об Ассоциации, если не в конце этого года, то до конца 2012-13 годов. Главным препятствием является именно Зона свободной торговли. При Ющенко такого диалога не велось бы, при нем была политика евроидиотизма – вступить в ЕС любой ценой. При Януковиче же ведется политика европрагматизма. И это хорошо. Наша евроатлантическая политика сейчас основывается на сотрудничестве с НАТО. При Ющенко же была политика скорой интеграции в НАТО, получении членства. Сейчас речь о членстве не идет – только сотрудничество.

Р. Ищенко:

Много шума, при нулевом результате. И так было и будет не только при Ющенко и Януковиче – при всех президентах (сколько их там независимой Украине отпущено). Власть страны повальной всеобъемлющей коррупции может сколько угодно хотеть «евроатлантизироваться», но никогда не сможет этого сделать. Скорее мышки станут ёжиками.

Источник: Materik.ru, 23.03.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики