Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ из «Северного потока» загрузят на танкеры

Газ из «Северного потока» загрузят на танкеры

Сегодня, 8 сентября, танкер «Псков» подошел к комплексу СПГ «Портовая» в Балтийском море. В «Газпроме» сообщали, что на объекте начали сжижение газа. Комплекс получает топливо из «Северного потока», по которому остановились поставки в Германию из-за ситуации с турбинами.

По данным навигационного портала Vesselfinder, вечером 8 сентября танкер «Псков» подошел к комплексу СПГ «Портовая». Накануне на Восточном экономическом форуме зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов заявил журналистам, что среднетоннажный завод начал сжижение газа. Работают две технологические линии и комплекс уже произвел первые 30 тысяч тонн СПГ (41 млн кубометров), заметил он.

«Сейчас придет корабль, который будет обеспечивать доставку потребителям СПГ. С учетом конъюнктуры на мировых рынках наш СПГ будет востребован», — сказал Виталий Маркелов.

Комплекс СПГ «Портовая» мощностью 1,5 млн тонн СПГ (2 млрд кубометров) примыкает к компрессорной станции «Портовая» в 7 километрах от границы с Финляндией. Здесь проходит «Северный поток», через который газ и поступает на сжижение. С 31 августа газопровод стоит, так как, по сообщению «Газпрома», и на единственной работавшей турбине обнаружили неполадки — утечку масла. Когда «Северный поток» перезапустят, неизвестно. В российской компании сообщают, что Siemens должна произвести ремонт, но на своей базе, которой, как утверждает «Газпром», у компании нет.

Таким образом, комплекс СПГ «Портовая» становится единственным источником, через который газ «Северного потока» будет поступать на рынок в ближайшее время.

Изначально среднетоннажный завод планировался под обеспечение Калининграда на случай остановки транзита через Литву и для развозки небольших партий по Северо-Западной Европе. Его запуск планировали еще в 2021 году, но каждый раз откладывали.

Очевидно, сейчас танкеры пойдут куда дальше и с большим грузом. Подошедший газовоз «Псков» может принять до 100 млн кубометров. Также недалеко находится еще один танкер подобного класса — «Нижний Новгород», который заходил на терминал в конце марта и, возможно, делал пробную загрузку. Оба танкера доставили в мае грузы СПГ в Индию по контракту Gazprom Marketing and Trading и Gail. Однако потом перешедшая под контроль немецкого правительства компания отказалась от фрахта танкеров «Совкомфлота», попавшего под санкции, и перестала выполнять индийский контракт. В результате суда простояли несколько месяцев у берегов ОАЭ в Оманском заливе Индийского океана и в августе взяли курс на Балтийское море. Министр энергетики Николай Шульгинов докладывал Владимиру Путину о том, что приобрели два газовоза для газоснабжения Калининграда.

Комплекс СПГ «Портовая» не может заменить сам «Северный поток», так как их мощности отличаются в 30 раз. Однако станет серьезным подспорьем для «Газпрома» по продаже газа при падающих поставках в Европу. Возможно, российский СПГ отправится в Индию, для которой прекращение поставок ямальского СПГ по контракту с Gazprom Marketing and Trading стало неприятным сюрпризом. В индийских СМИ сообщали, что Нью-Дели вел с Москвой переговоры о возобновлении поставок, так как контрактная цена в разы ниже рыночных котировок.

Теоретически получателями СПГ с нового терминала могут быть и европейские клиенты «Газпрома», которые пострадали из-за остановки «Северного потока». Глава немецкой Uniper Клаус-Дитрих Маубах говорил на пресс-конференции, что компания изучает вариант судебного иска и требования, чтобы «Газпром» компенсировал выпавшие объемы закупками на европейской бирже. Однако, замечал EADaily замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, «Газпром» вряд ли будет компенсировать поставки.

«Проблемы с „Северным потоком“ сгенерированы западными санкциями. С какой стати Россия должна это компенсировать из своего кармана?» — сказал эксперт.

Источник: EADaily, 08.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики