Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США угрожают наказанием компаниям, которые не будут соблюдать потолок цен на закупку российской нефти

США угрожают наказанием компаниям, которые не будут соблюдать потолок цен на закупку российской нефти

Минфин США опубликовал руководство по предельным ценам на закупку российской нефти. Из документа следует, что компании должны будут предоставлять документацию о покупке нефти по цене ниже лимита и тогда им будут оказывать услуги, связанные с морскими перевозками нефти. Коснется ли это всех или лишь компаний, примкнувших к соглашению о предельных ценах?

Соединенные Штаты пригрозили санкциями за покупку российской нефти по цене выше установленного Вашингтоном и его партнерами по G7 и ЕС потолка, уровень которого только обсуждается. Это следует из руководства по предельным ценам на российскую нефть, которое опубликовал Минфин США.
Те, кто будет его соблюдать, смогут оказывать услуги, связанные с морскими перевозками российской нефти. Перечень таких услуг будет обнародован позже, сюда могут включить, в частности, страхование, брокерские услуги, заправку судна топливом.

Компании, которые захотят приобрести российскую нефть в соответствии с лимитом, обязаны предоставить поставщикам услуг определенную документацию, подтверждающую покупку по цене равной или ниже предельной. Запрет на импорт российской нефти, который американские власти ввели еще в марте, остается в силе, подчеркивает Минфин. Коснутся ли санкции всех покупателей российской нефти или только тех, кто примкнул к соглашению о предельных ценах?
Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«По всей видимости, речь идет обо всех, они устанавливают ограничения на цену российской нефти всего экспорта России, то есть любой российской нефти, а значит, и для любого покупателя. В дальнейшем мы можем увидеть, конечно, некие исключения из правил, потому что США традиционно выпускают сначала общие ограничения, разъяснения к ним, а дальше, вполне возможно, выпускают и так называемые генеральные лицензии — это исключение из-под санкций. Так, например, было в отношении иранской нефти, когда США вышли из многостороннего соглашения по ядерной программе и запретили импортировать нефть из Ирана, но они сразу же начали выдавать исключения, в частности для Индии, для европейских стран, для Китая. Те, кто раньше покупал иранскую нефть, чтобы у них был период подготовки, чтобы найти альтернативу. И с российской нефтью то же самое возможно, по мере приближения 5 декабря появятся, может быть, такие исключения. Но здесь вопрос уже к российской стороне: мы будем выполнять заявления, которые были со стороны Владимира Путина, о том, что любые страны, которые присоединились к таким санкциям против России в виде потолка цены на российскую нефть, то мы будем запрещать экспортировать туда наши энергоносители — нашу нефть и нефтепродукты — или нет? Или все это будет отдано на откуп компаниям? Будут ли официальные, государственные санкции со стороны России? Посмотрим, насколько в принципе это выполнимо, потому что, конечно, история беспрецедентная, когда США сами с 1 апреля 2022 года не импортируют российскую нефть и нефтепродукты, ЕС перестанет импортировать российскую нефть с 5 декабря, с той же самой даты, и синхронно вводится потолок цены. Получается, что этот потолок цены США и Европа навязывают остальным покупателям — Индии, Китаю, Юго-Восточной Азии, арабским странам, потому что арабские страны, они хоть сами являются странами-экспортерами, но, например, сейчас много покупают российского мазута. И тут вопрос, согласятся ли все эти государства с подобной постановкой вопроса или нет? И как США тогда будут контролировать исполнение этих санкций? Потому что в результате может оказаться огромный энергетический кризис и цены могут подскочить и до 150 долларов за баррель. Потому что получается, что одновременно вводятся два типа санкций: со стороны ЕС запрет на импорт российской нефти морским транспортом и санкции, касающиеся потолка цены. То есть получается, что и ЕС полностью будет запрещено покупать российскую нефть и весь этот объем хлынет на азиатские рынки, и одновременно азиатским рынкам будет запрещено покупать по высоким рыночным ценам. И как тут будет распределяться российская нефть, совершенно непонятно. Кто ее будет покупать, кто не будет? Пока что происходит эскалация конфликта. В краткосрочной перспективе нам будет выгоден рост цены, потому что это ударит по странам, которые вводят против нас санкции, но в долгосрочной перспективе это и нам тоже будет невыгодно, потому что мировая экономика скатится в рецессию и потребление углеводородов упадет. И получается, что мы и объемы будем продавать небольшие, и цены тоже снизятся. Плохо будет для всех. Здесь уже настолько сильная экономическая война идет, по сути, на уничтожение, здесь отступиться и сказать, что хорошо, мы будем исполнять вот этот потолок цены, для России неприемлемо. Поэтому я думаю, что российское руководство пойдет в этом плане довольно далеко».

Страны G7 договорились ввести потолок цен на российскую нефть 2 сентября. Планируется, что с 5 декабря начнет действовать ограничение для сырой нефти, а с 5 февраля 2023 года — для нефтепродуктов, то есть в соответствии со сроками нефтяного эмбарго. Какой будет цена, пока не сообщается.

Таким способом европейские чиновники хотят сохранить поставки продукции из России, сократив при этом ее нефтяные доходы. В ответ российские власти неоднократно заявляли, что при установлении лимита цен на российские газ, нефть и нефтепродукты эти энергоресурсы будут поставляться по другим направлениям — в страны, которые работают на рыночных условиях. Тем странам, которые введут такой потолок цен, поставок нефти и нефтепродуктов не будет. Эти же условия на этой неделе озвучил Владимир Путин, заявив, что Россия ничего не будет поставлять за рубеж в ущерб своим интересам.

Источник: BFM.RU, 10.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики