Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Норвегия не хочет попасть вместе с Россией под ценовой потолок

Норвегия не хочет попасть вместе с Россией под ценовой потолок

Европа готовит административную реформу всего газового рынка

Несмотря на проваленную попытку согласовать потолок цен на российский газ, Европа пока не отказалась от идеи административно влиять на топливные цены вопреки рынку и контрактам. Хотя кое-что корректируется. Теперь обсуждается потолок цен на весь импортируемый ЕС газ, этот вариант Еврокомиссия (ЕК) рассмотрит в течение сентября. Но, по оценкам экспертов, чтобы такой вариант реализовать, Европе придется создать коалицию и с азиатскими потребителями. При этом под удар ограничений попадет не только РФ, но и Норвегия, уже обеспокоенная такой перспективой.

Министры энергетики стран ЕС не смогли согласовать лимит цен на российский газ. Одним из предложений ЕК был потолок на уровне 520 евро за 1 тыс. куб. м.

О том, что пришло время для ограничения цены на российский трубопроводный газ, глава ЕК Урсула фон дер Ляйен официально объявила в начале сентября. А перед этим велась многомесячная проработка теоретической базы. Так, экспертное сообщество еще в июле рекомендовало Евросоюзу выступить как единый покупатель, диктующий свою предельную цену на трубопроводный газ. Был тогда придуман и ценовой порог – около 1 тыс. долл. за 1 тыс. куб. м (см. «НГ» от 26.07.22).

Но чуть ли не в последний момент, как уточняет британская газета Daily Telegraph, сомнение в рядах еврочиновников посеяли слова президента РФ Владимира Путина, объявившего на Восточном экономическом форуме, что «есть контрактные обязательства» и в случае принятия решений, противоречащих контрактам, «мы… вообще не будем ничего поставлять».

И часть государств ЕС, включая Италию, Польшу, Грецию, Бельгию, Словению и др., решив, что это их обезопасит, выступили за то, чтобы цены ограничивались на весь импортируемый ЕС газ, а не только на российский.

ЕК представит предложение о введении общего ограничения цен на газ в течение сентября, сообщил газете Repubblica по итогам прений министр по экологической модернизации и трансформации Италии Роберто Чинголани. По его мнению, вводить ограничение цен только на газ из РФ бессмысленно: «Сейчас в Европу поступает очень мало по сравнению с тем, что было до конфликта. И в любом случае сигнал должен быть дан всем производителям».

Опрошенные эксперты указали на несколько факторов, которые делают такую меру труднореализуемой. Самый главный – противоречие долгосрочным контрактам, причем не важно, о каких ценовых ограничениях идет речь: только на российский газ или на весь. «Введение потолка цен нарушает действующие контракты», – подчеркивает директор центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов. «Такие односторонние меры со стороны ЕС будут считаться нарушением контрактов», – соглашается управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин.

Как сообщало весной этого года Международное энергетическое агентство (МЭА) по поводу газового рынка Европы, в целом контракты с «Газпромом» охватывают около 40 млрд куб. м газа в год, они истекают к концу текущего десятилетия. МЭА предлагало Евросоюзу не заключать новые контракты на поставку российского газа. Российские аналитики поясняли, что в долгосрочных контрактах РФ спотовые цены могут учитываться с временным лагом.

Однако эксперты допускают, что если внутри Евросоюза все же получится достичь относительного единства мнений по поводу ограничения цен, то и правила функционирования рынка, и условия контрактов отойдут на второй план.

«Политики могут принять решение, а несогласные могут судиться или не торговать по этим ценам», – говорит исполнительный директор департамента компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов. «Если в Европе будут изданы соответствующие законы, тогда и торговые контракты о поставках газа придется подписывать заново, – считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Закон страны выше контракта – бизнес должен будет подстраиваться».

Однако в одиночку провести столь радикальную трансформацию газового рынка Европе будет сложно. «Европейские покупатели пытаются перевернуть рынок энергоресурсов из олигополии в олигопсонию, то есть в такой рынок, на котором все условия определяли бы несколько покупателей, диктуя продавцу и цену, и объем поставок, – пояснил доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. – Но олигопсония в данном случае локальная. И это однозначно взвинтит цены на рынках». В таком случае ЕС надо готовить сразу потолки цен и на другие энергоресурсы (уголь, дизель, дрова), добавил Громадин.

А значит, как отмечают эксперты Центра развития энергетики, понадобится создавать более широкую коалицию, в том числе с участием азиатских потребителей газа: Японии, Южной Кореи, Китая. Но для формирования такого масштабного «картеля потребителей» могут потребоваться уже многомесячные переговоры.

Еще одно препятствие на пути к радикальной газовой реформе может возникнуть со стороны других поставщиков топлива. Прежде всего речь идет о Норвегии. Например, в конце августа европейские компании, занимающиеся закупками газа, поставили вопрос о том, что Норвегия тоже должна умерить свои аппетиты. Предлагалось заключить долгосрочные контракты по фиксированным ценам значительно ниже рыночных. Но особого энтузиазма это не вызвало. Норвегия не будет просить свои энергетические компании заключать подобные контракты ради снижения растущих расходов для европейских потребителей, объявил тогда норвежский министр нефти и энергетики Терье Аасланд.

В течение последних нескольких дней с противоречивыми заявлениями выступил в прессе премьер Норвегии Юнас Гар Стере. Сначала в интервью Financial Times он сказал, что его страна готова обсуждать с европейскими партнерами потенциальные долгосрочные соглашения на поставку газа, а также ценовые ограничения: «Норвегия не закрывает двери для этих обсуждений». По его словам, Осло не отвергает никаких идей, способных продвинуть Европу вперед. Хотя он и призвал тщательно оценивать последствия.

И практически сразу после этого в интервью норвежской газете VG премьер уточнил, что ограничение цен на газ из Норвегии – это не ответ на вызовы, стоящие перед Евросоюзом. «Я говорю своим европейским коллегам, что газ продаю не я. Лицензии выдаются компаниям, которые платят высокие налоги, а затем они сами его продают. С этими компаниями идет диалог, и именно в этих переговорах нужно искать решения», – добавил Стере, будто самоустранившись из дискуссии.

«Норвегия теоретически может согласиться продолжать поставки, у них лишь несколько миллиардов кубометров идут на внутреннее потребление при экспорте в ЕС более 120 млрд куб. м в год, – говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Но тогда отношения Норвегии и ЕС подвергнутся очень серьезному стрессу».

Норвегия – один из крупнейших поставщиков газа в ЕС. Причем в 2022 году она, по данным Refinitiv Eikon, даже обогнала Россию. «Норвегия имеет максимальную привязку к спотовому рынку в рамках своих долгосрочных контрактов и продает газ по максимальным ценам – дороже, чем Россия, – отметил Салихов. – Поэтому потери для Норвегии в случае введения потолка будут даже больше, чем для России».

Да и поставщики сжиженного природного газа в сценарии с ценовым потолком на газ точно развернутся прочь от Европы в сторону Азии, добавил Митрахович. Все это, по мнению эксперта, лишь ускорит и без того жесткий надвигающийся на ЕС кризис в сфере энергетики, промышленности и коммунальной сферы.

Сейчас сложно предугадать реакцию других поставщиков газа на внедрение в Европе ценового потолка, но она наверняка последует, так как нарушается главный принцип рыночной торговли в плане ценообразования, говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Тем более что, как обратил внимание эксперт, другие экспортеры газа не находятся ни под какими ограничениями западных стран.

Автор: Анастасия Башкатова

Источник: НГ, 11.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики