Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия готова помочь Белоруссии закупкой нефтепродуктов

Россия готова помочь Белоруссии закупкой нефтепродуктов

После потери украинского рынка и на фоне санкций белорусские НПЗ испытывают проблемы со сбытом. Однако российские НПЗ получают субсидии за поставки топлива на внутренний рынок, а белорусские заводы не имеют права его получить

Россия может поддержать Белоруссию закупками топлива. Об этом сообщил «Коммерсантъ». Последнее время поставки белорусских нефтепродуктов в Россию были минимальными. Но они могут увеличиться после того, как Минск потерял европейский и украинский рынки сбыта топлива. Правда, поставки в Россию для белорусских НПЗ могут быть убыточными. Но власти РФ, возможно, поддержат братских производителей, выплачивая им компенсации — они могут превысить 60 млрд рублей в год.

В Белоруссии — два крупных нефтеперерабатывающих завода: новополоцкий «Нафтан» и Мозырский НПЗ. Владимир работает на новополоцком. Он рассказывает, что после того, как у предприятия начались проблемы со сбытом, сотрудникам сократили премии. Например, отменили материальную помощь, которую раньше давали перед отпуском, а это примерно половина зарплаты. Но сейчас все вернулось на круги своя. Завод работает, запущена новая установка, премии снова платят. А что касается сбыта, то предприятие, которое раньше экспортировало нефтепродукты в Европу и на Украину, сумело переориентироваться на другие рынки, замечает Владимир:

— Сейчас завод работает нормально. Переориентировались, я так понимаю, на Восток и саму Россию. Новая установка запущена, она тоже работает. По сбыту, я так понимаю, начали работать с Китаем, тоже все пошло. Был момент, что мы по премиям немножко страдали, вроде сейчас все нормально. Не все так плохо было, никто особо не страдал.

— В вынужденный простой отправляли кого-нибудь?

— Нет, такого не было.

Нефтепереработка — главная кормилица белорусского бюджета. В прошлом году страна экспортировала топливо на 6,5 млрд долларов. Но в этом году по понятным причинам прекратились поставки в Европу и на Украину. С этим связана отдельная история. Сырую нефть Белоруссия получает из России. И несколько лет назад у Москвы и Минска были на эту тему горячие споры. По соглашениям Россия в ответ на поставки нефти должна была получать из Белоруссии бензин и дизель. Но получала далеко не все, что причиталось, потому что Минску куда выгоднее было экспортировать топливо в Европу и на Украину. Для Киева Белоруссия была ключевым поставщиком.

После начала спецоперации и введения санкций белорусские НПЗ снизили производство вдвое. И, видимо, из-за этого в стране ощутимо повышались топливные цены для населения. Они и раньше постоянно росли, но примерно на одну белорусскую копейку в неделю. А в этом году с весны — на две копейки в неделю (это примерно 50 российских копеек). И сейчас литр 95-го в Белоруссии стоит примерно 60 российских рублей. И все-таки летом цены расти перестали, рассказывает работник Мозырского НПЗ Сергей:

— Пока стабильно, но до этого росли цены.

— Насколько сильно росли?

— Каждую неделю на две копеечки добавлялось на бензин, конкретно на 95-й. Им заправляюсь каждые две недели. Сейчас цены стабилизировались, не растут уже, наверное, месяц второй, может, третий.

— Как сейчас на заводе?

— Стабильно, зарплата выплачивается вовремя. То есть завод нормально работает, никто не жалуется.

Тем не менее Москва, судя по данным источников, готова помочь братской стране закупкой нефтепродуктов. Более того, Россия, вероятно, будет еще и доплачивать белорусским НПЗ. У нас действует демпферный механизм. При высоких мировых ценах на нефть российские НПЗ получают от государства субсидии за поставки топлива на внутренний рынок. Белорусских заводов это, естественно, не касается. Но если они не получат такие компенсации, то поставки в Россию для них будут убыточными. Поэтому власти РФ обсуждают возможные выплаты белорусским производителям. А составить они могут больше 60 млрд рублей в год. При этом на российском рынке сейчас особой потребности в импортном топливе не наблюдается.

Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Для России это будет одна из форм субсидий для Белоруссии, которая, видимо, рассматривается российскими властями как допустимая. Россия будет пытаться абсорбировать часть дополнительного производства на белорусских НПЗ, хотя у нас сейчас росла нефтепереработка при некотором снижении экспорта. Где и как мы сумеем абсорбировать эти дополнительные объемы — тоже большой вопрос. Видимо, на текущем этапе принято решение просубсидировать Белоруссию, лишние деньги не считать, а сделать это по мотивам стратегического выбора».

Но планируемые поставки белорусского бензина и дизеля — это, возможно, только часть плана. Минск — после того, как окончательно поссорился с Литвой — собирается построить в Ленинградской области порт для перевалки своих нефтепродуктов. На днях власти региона сообщили, что предоставят Белоруссии площадки для строительства. Правда, за чей счет его будут вести, пока не ясно.

Возможно, в этом примут участие наши госкорпорации. Когда эту гавань построят, то через нее Белоруссия будут экспортировать свое топливо тем покупателям, которые согласятся его купить. Вряд ли это будет Европа, по крайней мере, не напрямую. И, конечно, не Украина. Она после начала спецоперации закупает нефтепродукты в ЕС — в Польше, Румынии, Бельгии, Нидерландах. Как говорили в Киеве, отовсюду, откуда можно. Неизвестно, конечно, из чьей нефти сделан этот дизель. Вполне вероятно, как и белорусское топливо, из российской. Что навевает мысль о некоей стабильности.

Источник: BFM.RU, 09.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики