Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия представила план по борьбе с энергокризисом

Еврокомиссия представила план по борьбе с энергокризисом

Документ не содержит упоминаний ценового потолка ни на российский, ни на весь импортируемый ЕС газ. Ранее эти предложения широко обсуждались

Еврокомиссия предложила снизить электропотребление на 10% до конца марта 2023 года и на 5% в часы пикового потребления. Об этом говорится в тексте инициативы властей ЕС. Объемы сокращения будут рассчитываться исходя из средних показателей зимнего периода за последние пять лет.

Ранее ТАСС со ссылкой на пресс-службу Европарламента сообщило, что антикризисный пакет также включает специальные налоги на сверхприбыль генерирующих компаний. Отмечалось, что за счет ограничений дохода энергопроизводителей удастся сэкономить 140 млрд евро.

Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Европейская комиссия давно хочет получить полномочия по регулированию энергетического рынка Европы в условиях текущего кризиса. Пока что эти полномочия Европейская комиссия не получила. Чтобы она эти полномочия получила по процедуре, которая предусмотрена правом Европейского союза, нужно голосование в Совете Европейского союза. Там должно быть большинство стран, представляющих 60% населения. Пока, насколько я понимаю, часть стран хочет все-таки самостоятельно решать проблемы, они считают, что если будет общее решение, то тогда у них просто будут забирать накопленные резервы газа, будут просить поделиться электроэнергией и так далее. Что касается вообще возможностей экономии электроэнергии, они, разумеется, есть. Отключайте свою промышленность, отключайте потребление в коммунальном секторе, тогда можно будет дальше отчитаться об экономии электричества. Другое дело, что это тогда уже палка о двух концах: если вы отключили промышленность, чтобы экономить электричество, значит, у вас промышленность не работает, значит, у вас не выпускается продукция, вы не зарабатываете деньги. Значит, вам нужно компенсировать убытки, которые эти компании несут, может быть, за счет процедуры bailout, когда правительство спасает компании. Можно для этой цели больше налогов собрать, можно деньги напечатать. Но печатать деньги — это в долгосрочном плане очень сомнительное решение. Можно какое-то время эксплуатировать сложившееся доверие к экономикам Европы, можно эксплуатировать доверие к таким валютам, как евро или британский фунт стерлингов. Но шаги, которые мы с вами обсуждаем, — это прямой путь к тому, чтобы это доверие постепенно улетучивалось».

Также Еврокомиссия впервые в истории предложила разрешить странам ЕС устанавливать цену на электричество ниже себестоимости за счет дотаций. При этом в предложениях по борьбе с энергокризисом в Европе нет упоминаний о потолке цен на российский или весь импортируемый газ.

На прошлой неделе министры энергетики стран ЕС не смогли согласовать потолок цен на российский газ. Источники Bloomberg отмечали, что европейцы не спешат ограничивать стоимость российского топлива из-за опасений, что Россия полностью прекратит поставки.

Владимир Путин ранее назвал идею введения потолка цен на газ чушью и заявил, что Россия не станет продавать газ на невыгодных для себя условиях.

Источник: BFM.RU, 14.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики