Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ъ»: правительство собирается увеличить поступления в бюджет за счет нефтегазовой сферы

«Ъ»: правительство собирается увеличить поступления в бюджет за счет нефтегазовой сферы

По данным газеты, обсуждается повышение экспортных пошлин на нефть и газ, возможно повышение цен внутри России, но неизвестно, о каких категориях потребителей идет речь

Правительство хочет покрыть дефицит бюджета за счет российских нефтегазовых компаний. Власти могут изъять у них больше 3 трлн рублей в виде дополнительных налогов в ближайшие три года, написала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.

Правительство может повысить налоги на экспорт газа, нефти, угля и удобрений. Для нефтяных компаний экспортный налог вырастет в полтора раза. Основной доход планируют получить от повышения экспортной пошлины на трубопроводный газ. При цене выше 300 долларов за тысячу кубометров налог составит 50%, а не 30%, как сейчас. Также власти планируют впервые ввести пошлину на экспорт для производителей СПГ.

Правительство прорабатывает и вариант повышения ставки НДПИ на газ для всех производителей. Фактически речь идет о налоге для внутренних потребителей газа.

Среди прочего предполагается повысить цены на газ внутри России, и затем изъять эти деньги у газовых компаний через рост НДПИ. Однако пока не уточняется, о каких категориях потребителей идет речь — о населении или предприятиях. У них разные тарифы на газ.В любом случае фактически речь идет о налоге для внутренних потребителей газа. В 2023 году, по данным «Коммерсанта», тариф на газ предлагается повысить сразу на 8,5%, в 2024 году — на 7%. Повышение НДПИ на газ может принести в бюджет около 280 млрд рублей до 2025 года включительно.

Цены на газ для населения в следующем году могут вырасти примерно на 14%, но это никак не связано с желанием государства закрыть дыры в бюджете, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Для населения тарифы будут индексировать, как это происходило и ранее. Ранее обычно тарифы индексировались с 1 января и с 1 июля, и в этом плане населению ничего не угрожает. То есть это два несвязанных вопроса, индексация все равно будет. Сейчас уровень инфляции довольно большой, по итогам 2022 года будет примерно под 14%. В 2023 году действительно можем увидеть два повышения с 1 января и с 1 июля примерно под 7%. Самое главное, что государству надо понимать в данном вопросе, это то, что дешевый газ — это наше конкурентное преимущество. И все, что связано с увеличением газа на внутреннем рынке, с одной стороны, может быть, такими инструментами вы можете пополнить бюджет, но экономику можно завести как раз-то именно тем, что оставить дешевый газ, дешевые энергоресурсы. То есть основная задача какая? Залатать дыры в бюджете или же поставить экономику на путь восстановления и рост ВВП? Логично было бы на самом деле собрать больше денег с «Ямал СПГ», с СПГ-проектов в целом, потому что там не уменьшили объемы экспорта, а доходность существенно повысилась. Нужно понимать, что это может быть только временная мера, если курс рубля по отношению к доллару уйдет обратно к 70-75, то дыр в бюджете не будет и не нужно будет применять повышенные экспортные пошлины, и другие инструменты. С другой стороны, если газ подешевеет вдруг на европейском рынке ближе к 2025 году, то тоже все деньги у «Газпрома» изымать нельзя, если он еще тогда будет поставлять газ в Европу».

Внеплановые изъятия для газовых компаний могут быть оправданы тем, что сейчас корпорации получают высокую выручку на фоне роста экспортных цен, отмечают эксперты. При этом участники рынка в среднесрочной перспективе должны переориентировать экспорт в Азию, а для этого потребуются инвестиции в триллионы рублей.

Источник: BFM.RU, 20.09.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики