Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Росатом» собирается с силами для взятия Арктики

«Росатом» собирается с силами для взятия Арктики

Госкорпорация может купить предприятие «Киров-Энергомаш» производящие турбины, в том числе для атомных ледоколов. Данная сделка лежит в русле текущей арктической экспансии корпорации по атомной энергетике.

ГК «Росатом» может выкупить входящее в состав ПАО «Кировский завод» предприятие «Киров-Энергомаш» (КЭМ), которое занимается выпуском паровых турбин. В числе основных претендентов на покупку актива фигурирует АО «Атомэнергомаш», являющееся машиностроительным дивизионом государственной корпорации.

Активом также интересуется Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Однако именно структура «Росатома», как сообщает газета «Коммерсантъ», находится ближе конкурентов к заключению крупной сделки. Ключевым вопросом в данном случае является стоимость актива. 

Известно, что КЭМ занимается производством паротурбинных установок (ПТУ) для атомных ледоколов и плавучих АЭС. Кроме того, предприятие предоставляет турбины и иное оборудование для военно-морского флота РФ. Ключевыми заказчиками КЭМ в гражданском секторе являются АЭМ и Балтийский завод, входящий в ОСК. При этом в последняя несколько раз проявляла недовольство из-за задержки сроков поставок «кировцами» различных агрегатов. Дело дошло до взаимных судебных исков.

Кроме того, стоит отметить, что наличие в структуре «Кировского завода» предприятия, частично работающего на ВМФ и не являющегося главным генератором его прибыли, повышает для ПАО санкционные риски.

«Эксперт» направил запросы в ОСК и «Росатом», однако в компаниях воздержались от комментариев. В тоже время, по словам ведущего аналитика Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшков, сделка по приобретению «Киров-Энергомаш» может стать логичным продолжением тактики «Росатома», выбранной для освоения Арктики. 

«“Росатом” пытается консолидировать все структуры, которые касаются Арктики и Северного морского пути. Они получают дополнительные полномочия, и фактически все уже собрали по управлению Северным морским путем, будут развивать инфраструктуру. А также варианты энергоснабжения портов за счет как раз плавучих АЭС. Может быть меньшей мощностью, но во внимание принят именно этот вариант», — отметил он в комментарии «Эксперту».

 

Кроме того, Игорь Юшков напомнил, что раньше разрешение на проход по Северному морскому пути выдавал подведомственный Минтрансу Росморречфлот, при этом уведомляя Росатом. Сейчас же ситуация в корне изменилась в пользу госкорпорации.

«Теперь у Минтраса не осталось практически никаких полномочий по управлению Северным морским путем. “Росатом”, с одной стороны, теперь не должен ни с кем делиться, особенно если получит дополнительное финансирование. С другой стороны, компания понимает, что данной теме будет посвящено больше внимания. Президент регулярно проводит совещание по развитию именного Северного морского пути. И мы понимаем, что все остальные маршруты судоходства — рискованные или затратные. Поэтому вся эта кампания приобретает новый смысл. Возможно, будет увеличено финансирование Севморпути. А “Росатому”, конечно, есть резон консолидировать активы дальше и приобретать все, что касается данного проекта», — заключил он, заметив, что в данном смысле сделка по «Киров-Энергомаш» выглядит для госкорпорации логичной и перспективной.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.ru, 26.09.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики