Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Простое сотрясание воздуха»: что новые санкции ЕС значат для российской нефти

«Простое сотрясание воздуха»: что новые санкции ЕС значат для российской нефти

Принятие Евросоюзом решения о введении предельных цен на российскую нефть, экспортируемую морским путем, практически совпало по времени с решением ОПЕК+ продолжить сокращение добычи. Что будет с российской нефтью и как можно заместить экспортные поставки из России — разбирался Forbes

В четверг, 6 октября, Европейский союз опубликовал текст восьмого санкционного пакета, в котором конкретизировал планы по ограничению цен на российскую нефть. Решение о введении предельных цен министры финансов «Большой семерки» (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада) приняли еще 2 сентября. Механизм привязан к шестому пакету санкций ЕС против России, согласно которому с 5 декабря запрещаются морские перевозки российской нефти, а с 5 февраля — нефтепродукты. После вступления в силу новых европейских санкций перевозки будут разрешены, но при условии, что нефть и нефтепродукты будут приобретаться по цене, равной или ниже ценового потолка.

Предельные цены Совету Европы еще предстоит утвердить совместно со странами-партнерами по так называемой «Коалиции предельных цен». В нее, по замыслу «Большой семерки», должны войти не только европейские государства и страны G7, но и, например, Китай и Индия, которые пока такого желания не выразили. Предельные цены будут распространяться на морские перевозки нефти и некоторых нефтепродуктов в третьи страны. Предусматриваются и исключения, позволяющие некоторым государствам-членам ЕС продолжать импорт сырой нефти и нефтепродуктов из России «в связи с их особым положением или в случаях приостановки поставок сырой нефти по трубопроводам из России по не зависящим от этих стран причинам». Также в случае необходимости обеспечить энергетическую безопасность некоторых третьих стран они могут быть освобождены от установления ценового потолка.

Практически одновременно с очередным санкционным пакетом, 5 октября, Организация стран-экспортеров нефти и государства, не входящие в нее, включая Россию (так называемый альянс ОПЕК+), приняли решение с ноября сократить общую добычу нефти на 2 млн баррелей в день.

Как решение ОПЕК+ и новые санкции повлияют на место России на мировом нефтяном рынке?

Возможность для роста

«Несмотря на то, что решение ОПЕК+ прозвучало очень громко — сократить добычу на целых 2 млн баррелей в сутки, начиная с ноября, и держать планку такого сокращения в ближайшие полгода, — строго говоря, для России это ничего не меняет», — считает главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов. По его словам, страны ОПЕК+ уже сегодня не выбирают более миллиона баррелей добычи в рамках выделенных им квот. Даже в условиях такого заявленного резкого сокращения добычи у России в рамках этого сокращения остается возможность для наращивания добычи, утверждает эксперт. «Сейчас в рамках квоты ОПЕК+ у России есть право добывать до 11 млн баррелей нефти в сутки, а она добывает примерно 10 млн, — объясняет Громов. — В результате заявленных сокращений квота России уменьшится до 10,5 млн баррелей, может быть, до 10,4 млн баррелей. Таким образом, Россия потенциально может нарастить добычу еще на полмиллиона баррелей, поэтому решение ОПЕК+ ее никак не ущемляет».

«Я думаю, Россия сокращать ничего не будет, — соглашается эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — У России и так добыча находится под давлением из-за санкционных ограничений. Если Россия и объявит о сокращении добычи, то это будет бумажное сокращение».

Мягкие санкции или шаг вперед

Инициативы ЕС по введению потолка цен на нефть больше напоминают негласное смягчение санкций, полагает эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. «Другими словами, Европа пытается сгладить колебания предложений нефти и нефтепродуктов на рынке — с одной стороны, а с другой — она попросту выводит из-под удара свои компании, которые занимаются перевозкой нефти морским путем, — говорит Кезик. — Но все упирается в вопрос самой предельной цены, которую пока никто не называет».

Вероятно, цена не называется именно потому, что в ЕС опасаются «перегнуть палку», полагает Кезик. Учитывая недавнее решение ОПЕК+ о сокращении добычи, нельзя исключать того, что Европа захочет продолжить закупки нефти из России морским путем с учетом того дисконта, с которым она продается. Кезик напоминает, что дисконт российской нефти сорта Urals по отношению к Brent достигал в нынешнем году $30 за баррель, а вице-премьер Александр Новак недавно заявлял, что для России цена в $70 за баррель является комфортной при том, что себестоимость добычи в России в среднем составляет $8-15 за баррель. «У Еврокомиссии еще будут встречи по определению уровня цены, — говорит Кезик. — И хотелось бы, чтобы они ее уже озвучили, в противном случае это пока простое сотрясание воздуха».

В то же время аналитик ИК «Велес Капитал» Елена Кожухова отмечает, что страны Евросоюза и «Большой семерки» в последние месяцы дают понять, что серьезно настроены в отношении введения санкций против России и не отступают от введения потолка цен на нефть. «Сомневаться в том, что более точный механизм будет разработан к запланированной дате 5 декабря, таким образом, также не приходится, — говорит эксперт. — Участники мирового рынка нефти уже не выглядят шокированными подобной перспективой, к которой готовятся и в России».

«Безусловно, это шаг вперед, потому что мы сейчас видим, что ЕС не просто говорит о введении потолка цен на нефть, но уже определяет границы для его введения: оговаривает, что потолок цен на нефть не распространяется на трубопроводные поставки российской нефти, перевозки нефти с проекта «Сахалин — 2», и в принципе уже видны контуры этого решения, — считает Громов из «Института энергетики и финансов». — Понятно, что окончательного решения пока еще нет по той простой причине, что ЕС идет в фарватере энергетической политики США и, как только американские специалисты выпустят соответствующее санкционное разъяснение, определят потолок цены, может быть, предложат какую-то формулу расчетов — за этим последуют и действия европейцев. То есть европейцы по сути подготовили платформу, которую при необходимости можно будет превратить в реально действующие для Европы ограничения на поставки российской нефти».

Митрахович из Финансового университета также полагает, что часть европейских компаний после 5 декабря будут приспосабливаться к работе с Россией. «Они будут хитрить всячески, сдавать такую отчетность, из которой нельзя будет понять, что они нарушили ограничение цен, — говорит он. — Они могут написать, что мы застраховали нефть или перевезли ее в соответствии с «прайс-кэпом», но в реальности могут налить в танкер меньше нефти, и тогда реально цена этой нефти получится другой». Другим способом обхода санкций, по мнению Митраховича, может стать переход европейских компаний в иные юрисдикции. «Вот была компания в Греции, а перерегистрировалась на Ближнем Востоке, — предполагает Митрахович. — Такой вариант тоже не исключен».

Реальное вступление в силу европейского эмбарго вместе с потолком цен на нефть, конечно же, усложнит доставку российской нефти третьим странам, и Россия в какой-то степени потеряет европейский рынок, говорит Громов из «Института энергетики и финансов». Он не исключает, что останутся серые схемы, которые уже и сейчас активно используются. По его мнению, к началу 2023 года Россию ждет сокращение экспорта нефти примерно на 20% от уровня текущего года — на 1,2-1,3 млн баррелей в сутки при общем экспорте российской нефти, ранее достигавшем максимального уровня в в 5,5 млн баррелей в сутки.

Нефтяная рокировка

Восьмой пакет пока не влияет на поставки российской нефти в Европу, говорит Митрахович из Финансового университета. «Как минимум, есть еще октябрь, ноябрь и первые дни декабря, — говорит он. — Нефть российская будет идти в эти месяцы, если не произойдет какой-то новой эскалации, девятого пакета санкций или с российской стороны не возникнет желания перекрыть нефтепроводы». Дефицит нефти в Европе если и будет наблюдаться, то позже, считает эксперт. Но российская нефть будет компенсироваться, очевидно, поставками с Ближнего Востока и из США. При этом, добавляет Митрахович, ближневосточные страны добычу не наращивают, а скорее сокращают. «А это значит, что если увеличатся поставки ближневосточной нефти в Европу, то освободится место в [для поставок в] Азии, и понятно, что Россия будет его занимать», — считает эксперт.

Американская нефть точно не станет панацеей для европейского нефтяного рынка, уверен Громов. «Она более легкая, и по своему качеству и физико-химическим свойствам подходит не для всех нефтеперерабатывающих заводов Старого Света, — говорит он. — В отличие от газа, который в перспективе США смогут массово поставлять в Европу через пять-шесть лет, по нефти такого сказать нельзя. Для европейских НПЗ нужна более тяжелая, более сернистая нефть, которая соответствует российскому сорту Urals и ближневосточной нефти. Поэтому американская нефть отчасти найдет пристанище в Азии, там, где это возможно, и будет покрывать потребности внутреннего рынка».

Если посмотреть на текущую динамику морских поставок российской нефти, то можно заметить, что российская нефть, несмотря на отсутствие эмбарго, уже не поставляется во многие страны Европы или поставки туда находятся на минимальных уровнях, отмечает Громов. Это означает, что эти страны уже нашли альтернативу российской нефти в лице ближневосточной и немного американской. «Ближневосточная нефть в Европе будет востребована и, скорее всего, ее смогут продавать даже с премией по отношению к цене Brent, — полагает эксперт. — Ну а российская нефть будет востребована в Азии, поскольку оттуда уйдут значимые объемы ближневосточной. Так что выгодоприобретателями от всей этой санкционной истории будут Китай, Индия и ряд других стран Юго-Восточной Азии».

Россия планирует наращивать поставки в страны Азии и Ближнего Востока, что как минимум частично позволит заместить экспорт в Европу, полагает Кожухова из «Велес Капитала». «Стоит учитывать, что не весь объем поставок на Восток будет использован непосредственно в регионе: скорее всего, часть российской нефти будет перерабатываться и таким образом поступать в том числе в страны Европы в обход санкций», — считает она.

Отдельным пунктом в восьмом санкционном пакете ЕС сделано исключение для проекта «Сахалин — 2»: из под санкций выводятся морские поставки в Японию с этого проекта нефти и газоконденсата с 5 декабря 2022 года, когда должен быть введен потолок цен на нефть, по 5 июня 2023 года.

С проектом «Сахалин — 2» все очень просто, полагает Громов из «Института энергетики и финансов». «Дело в том, что в проекте «Сахалин — 2» участвуют японские компании, — говорит он. — Япония — член «Большой семерки» и, скорее всего, это результат внутренней договоренности G7, тем более, что Япония никогда и не скрывала, что «Сахалин — 2» является важным элементом обеспечения ее энергетической безопасности».

Нефтегазовый проект «Сахалин — 2» реализуется на условиях соглашения о разделе продукции с 1994 года. В рамках проекта осваиваются преимущественно нефтяное Пильтун-Астохское месторождение и преимущественно газовое Лунское месторождение на шельфе острова Сахалин. Запасы проекта оцениваются в 160 млн т нефти и 500 млрд куб. м природного газа. Добыча нефти составляет около 20 млн т в год , газа — 53 млн куб. м. Из проекта вышла компания Shell, и ее доля в 27,5% будет выставлена на продажу. Другие участники, японские Mitsui и Mitsubishi, сохранили свои доли в проекте — 12,5 и 10% соответственно. «Газпрому» принадлежат чуть более 50% в проекте.

Автор: Алекс Будрис

Источник: Forbes.ru, 10.10.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики