Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия вернула контроль над «Сахалином-1»

Россия вернула контроль над «Сахалином-1»

Это позволит возобновить полноценную работу проекта, говорят эксперты

Президент России Владимир Путин поручил правительству создать нового, российского, оператора проекта «Сахалин-1». Соответствующий указ подписан 7 октября. Документ «О применении дополнительных специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно тексту указа, все права и обязанности участников СРП, а также действующего оператора проекта – компании «Эксон нефтегаз лимитед» (Exxon Neftegas Limited) – перейдут новому оператору, зарегистрированному в России. Доли в новой компании при ее учреждении автоматически получат только российские участники «Сахалин-1» – «Сахалинморнефтегаз-шельф» и «РН-Астра» – пропорционально количеству принадлежащих им акций проекта (11,5 и 8,5% соответственно).

Иностранным участникам – американской Exxon Mobil, японской Sodeco и индийской ONGC – дается месяц, для того чтобы подать заявку на участие в новой компании. Согласно указу президента, они также могут рассчитывать на долю, пропорциональную текущему владению. Если такие заявки не будут поданы или же будут отклонены правительством, то доли иностранных участников подлежат продаже еще в течение четырех месяцев. Их могут купить только российские юридические лица. Полученные средства будут переведены на специальный счет, при этом с него будет списана сумма ущерба, причиненного проекту иностранным участником в результате нарушения обязательств. Размер ущерба будет определен по результатам аудита.

До окончательного распределения долей управлять новой компанией будет «Сахалинморнефтегаз-шельф». При этом специальный налоговый режим в отношении проекта сохраняется.

Проект «Сахалин-1» – один из крупнейших нефтегазовых проектов на российском шельфе, реализуется на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). В рамках проекта разрабатываются три нефтегазоносных месторождения на шельфе о. Сахалин – Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Общие запасы проекта оцениваются в 307 млн т нефти и 485 млрд куб. м газа, добыча – порядка 11 млн т нефти в год. «Роснефти» (через «Сахалинморнефтегаз-шельф» и «РН-Астра») принадлежит 20% в проекте, американской Exxon Mobil – 30%, японской Sodeco – 30%, а индийской ONGC Videsh – 20%.

В марте 2022 г., после начала СВО на Украине, Exxon Mobil объявила о выходе из «Сахалин-1» и отозвала своих сотрудников, которые работали в нефтегазовых проектах в России. В августе «Роснефть» сообщила, что «Эксон нефтегаз лимитед» без согласования с другими участниками проекта с 26 апреля начала постепенное сокращение добычи, а с 15 мая деятельность предприятия была почти полностью прекращена. В июле полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев говорил, что добыча на проекте сократилась в 22 раза – до 10 000 барр./сутки. В сентябре глава Минэнерго Николай Шульгинов заявил, что добыча на «Сахалин-1» остановлена под надуманным предлогом. По оценке губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко, добыча нефти на проекте в 2022 г. может составить лишь 4,2 млн т, что в 2 раза меньше запланированного объема. Для сравнения: объем добычи нефти и газового конденсата с месторождений проекта в 2021 г., по данным ЦДУ ТЭК, составил 11,3 млн т.

В августе Exxon Mobil также сообщила, что планирует передать свои права по «Сахалин-1» третьей стороне, которая не уточнялась. Позднее был опубликован указ президента РФ, который до 31 декабря 2022 г. запрещает акционерам из недружественных стран совершать сделки с долями в стратегических предприятиях.

Кто останется на Сахалине

Решение, которое принял президент, вынужденное, отмечает источник «Ведомостей», близкий к консорциуму участников «Сахалин-1». «Поскольку Exxon фактически заблокировала проект, все его участники и бюджет получили ноль. Но гораздо хуже, что одновременно с этим жителям Приморья прекратили поставки газа, – объясняет собеседник. – Все это время стороны, и прежде всего Россия, выступали инициатором переговоров с Exxon, чтобы найти решение по выходу из проекта. Предлагалось множество вариантов, но американская сторона не согласилась ни на какие условия».

Уход Exxon Mobil из проекта должен позволить перезапустить добычу и вывести ее на прежние уровни, считает руководитель рейтингового агентства НРА Сергей Гришунин. Он надеется, что опыт нового оператора проекта – структуры «Роснефти» – позволит это сделать. Среди иностранных участников проекта, по мнению Гришунина, скорее всего, останутся индийская ONGC Videsh и японская Sodeco, потому что «Сахалин-1» для этих компаний является приоритетным. С ним согласны заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Долгосрочные контракты на поставки будут переподписаны с новым оператором, а проблем со спотовыми поставками не возникнет, потому что японцы «явно рассчитывают покупать фактически всю нефть с проекта», отмечает Юшков. Об этом косвенно говорит то, что Япония добилась исключения поставок нефти с «Сахалин-2» из-под санкций, которые запрещают перевозить российскую нефть с отгрузочной ценой выше установленного потолка, поясняет он. Потолок, или предельную стоимость отгрузки на экспорт российской нефти, планируют установить страны «семерки» (G7; входят Япония, США, Великобритания, Италия, Германия, Канада, Франция) и Евросоюз в рамках восьмого пакета санкций. Более того, министр экономики, торговли и промышленности Японии Укоити Хагиуда в августе прямо говорил, что японские компании намерены сохранить доли в «Сахалин-1». По его словам, проект играет большую роль в обеспечении Японии энергоносителями.

Логичным развитием событий будет расширение за счет доли Exxon Mobil доли российского участника проекта, т. е. «Роснефти», считает Фролов. С ним согласен инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Он отмечает, что у участников проекта должно быть преимущественное право на такую сделку. Впрочем, еще в мае индийская газета Economic Times сообщала со ссылкой на источники, что американской долей в проекте интересовалась ONGC. «Ведомости» направили запрос в Exxon Mobil, ONGC, Sodeco и «Роснефть».

Долю Exxon Mobil в «Сахалине-1» можно оценить в $4,6 млрд – именно такой убыток компания отразила в своей отчетности после остановки добычи на проекте, напоминает Гришунин. Принципиально важна не стоимость доли Exxon Mobil, а сумма ущерба от экстраординарного прекращения добычи, говорит Фролов. Он отмечает, что при подсчете ущерба будет учтена и прямая недополученная выгода, и экологический ущерб, и удорожание оборудования и услуг. По оценке эксперта, сумма компенсации может быть равна стоимости доли Exxon Mobil в «Сахалин-1». Гришунин оценивает ущерб от простоя в $3,2 млрд.

В новую структуру передается все имущество, включая то, которое было создано или приобретено в ходе реализации проектов и по условиям СРП должно быть передано в собственность государству, обращает внимание источник «Ведомостей», близкий к консорциуму участников «Сахалин-1». Он напоминает, что Счетная палата неоднократно указывала, что операторы проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» не выполняют обязательства по передаче этого имущества и оценивало его в $24,3 млрд. По его мнению, это также может повлиять на конечную сумму ущерба.

Обязанность компенсировать ущерб действительно существует, и каждый участник проекта несет ответственность за свои действия в период участия в нем, отмечает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Таким образом, говорит он, Exxon Mobil будет обязана компенсировать ущерб, причиненный ее действиями или бездействием. По его словам, размер ущерба может быть оспорен в порядке, установленном соглашением между участниками проекта «Сахалин-1». Также, говорит он, споры могут возникнуть и в отношении действий России по созданию нового юридического лица, ответственного за реализацию проекта. Ранее площадкой для разрешения споров по «Сахалину-1» был определен Стокгольмский арбитраж. Но указом президента она была заменена на арбитражный суд Москвы.

В сентябре Госдума по просьбе Лимаренко инициировала проверку «Эксон нефтегаз лимитед». По мнению вице-спикера парламента Ирины Яровой, действия компании создают «высокую социальную напряженность на Дальнем Востоке». В конце сентября Генпрокуратура и минфин Сахалинской области подали иск к «Эксон нефтегаз лимитед» в Южно-Сахалинский городской суд, предварительное судебное заседание назначено на 14 октября. При этом управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области по решению суда уже наложило арест на активы «Эксон нефтегаз лимитед», сообщал «Интерфакс».

«Тема по «Сахалин-1» неоднократно возникала на заседаниях Госдумы, и то, что говорил [председатель нижней палаты парламента] Вячеслав Володин и другие депутаты, должно теперь находить отражение в реальности, – заявил «Ведомостям» зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов («Единая Россия»). – С учетом складывающихся отношений [с Западом] мы не должны кого-то поощрять своим невниманием. Мы должны детально провести аудит проекта и разобраться до копейки, что там сейчас происходит, детально вникнуть, как именно проходила работа последние месяцы [с начала СВО]». То есть, полагает депутат, «может сложиться ситуация, при которой не только Российская Федерация не будет ничего не должна партнерам»: «А зарубежные партнеры должны будут доплачивать за тот вред, которые нанесли России за время работы в проекте».

Авторы: Василий Милькин, Дарья Савенкова

Источник: Ведомости, 09.10.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики