Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как Россия превратит Турцию в газовый хаб

Как Россия превратит Турцию в газовый хаб

Российский президент сделал неожиданное предложение Турции – превратить ее в газовый хаб в Европе. От такого подарка обычно никто не отказывается. Однако для России этот проект нельзя назвать безрисковым. Что именно может предложить Москва Анкаре и в чем заключаются риски?

Владимир Путин предложил создать в Турции крупнейший газовый хаб для Европы. Утраченный объем газа, который направлялся по дну Балтийского моря, Россия могла бы переместить в регион Черного моря. Поставки газа в Европу через Турцию стали бы основным маршрутом, добавил он. Министр энергетики Турции Фатих Донмез ответил, что такой проект «возможно реализовать», напомнив, что «Россия ранее уже реализовывала успешные инфраструктурные проекты». Однако он признался, что эту идею услышал впервые.

«Это неожиданная новость и для отраслевых экспертов», – говорит директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Что именно скрывается за предложением России сделать из Турции газовый хаб – пока точно не ясно. Эксперты делятся своими предположениями.

Речь, судя по всему, идет о строительстве новой инфраструктуры в Черном море. «У нас уже есть две нитки «Турецкого потока» мощностью чуть более 32 млрд кубометров. Одна нитка ориентирована на Турцию, вторая – на Европу. Вероятно, речь идет о том, чтобы проложить третью и четвертую нитки «Турецкого потока» вдоль уже имеющихся трасс в Черном море как минимум до турецкой территории. А дальше предложение России заключается, вероятно, в том, чтобы дальше Турция распределяла газ европейским потребителям, чтобы исключить попадание под существующие или будущие санкционные ограничения», – рассуждает Громов.

То есть речь идет о том, что Россия будет продавать весь газ, идущий по новым трубам, Анкаре. И уже новый собственник в лице Турции будет договариваться с европейскими покупателями и перепродавать им топливо с маржой.

«Возможно, речь идет о создании мегадистрибьютора в лице Турции. Россия будет поставлять весь свой газ Анкаре, которая будет продавать его как свою собственность по долгосрочным контрактам турецким трейдерам. Турецкие компании сами будут продавать этот газ дальше европейцам. Другой вариант – Турция создает собственную электронную газовую биржу, куда смогут приходить европейские компании и покупать турецкий газ российского происхождения», – предполагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

 

Получается, что Россия готова будет поделиться заработком с Турцией, чтобы иметь возможность нарастить экспорт газа в западном направлении. Анкара возьмет на себя ответственность договариваться о продаже газа, а сами европейцы должны будут думать о расширении мощностей трубопроводов на своей собственной территории, чтобы иметь возможность покупать турецкий газ.

«Турция уже стала крупным транзитером газа в Европу. Через нее идет российский, азербайджанский газ, и, возможно, когда-то пойдет иранский газ. Но чтобы стать газовым хабом, как Баумгартен в Австрии, приходящий на территорию Турции газ должен менять право собственности. Значит, здесь должны появиться емкости для хранения газа, как в Баумгартене, и появиться электронная биржа», – говорит Юшков.

От России потребуются большие инвестиции в строительство новой инфраструктуры и время. «Нужно будет построить расширение газотранспортной системы от Ямала до Анапы. Анапская газокомпрессорная станция, возможно, рассчитана на большие объемы прокачки, потому что изначально строилась под «Южный поток». Но дальше надо проложить дополнительные трубы в Черном море до турецкого берега», – говорит Игорь Юшков.

Однако выбор невелик, и, вероятно, построить новые нитки на юге Европы получится быстрее, чем отремонтировать поврежденные газопроводы в Балтийском море.

«С учетом геополитической ситуации, у нас осталось не так много возможностей для экспорта газа в Европу», – говорит Громов. Газпром поставляет сейчас около 16 млрд кубометров по второй нитке «Турецкого потока» и почти столько же через Украину, то есть в сумме менее 40 млрд кубометров газа в годовом выражении. Тогда как в 2021 году Газпром экспортировал в Европу чуть более 140 млрд кубометров газа по трубам (без учета поставок российского СПГ).

Транзит через Украину может оборваться в любой момент, риски велики. Это могут быть и санкции России или Украины, и разрушение инфраструктуры, и т. д. Даже если газ через Украину продолжит идти, то только до 2024 года. В этом году заканчивается транзитный контракт с Газпромом, и его продление сейчас выглядит как фантастика.

«В идеале России необходимо найти куда поставлять минимум 100 млрд кубометров газа. Но в ближайшие годы увеличение поставок газа будет происходить только в Китай по «Силе Сибири». Это плюс 20–25 млрд кубометров к текущим объемам, что не так много.

 

Еще на 10 млрд кубов могут вырасти поставки по газопроводу из «Сахалина–3» через Хабаровск и Владивосток в Китай – это так называемая «Сила Сибири – 3». По «Силе Сибири – 2» решение еще не принято, все еще ведутся переговоры. Но даже если будет принято, России все равно надо искать куда пристроить примерно 50 млрд кубометров газа в год», – рассуждает Громов.

Если существенную часть этих объемов Россия сможет реализовать через Турцию, поделившись газовыми доходами с Анкарой, то это может быть интересным проектом, добавляет он.

Однако этот проект крайне рискованный для России, потому что «мы построим, а он может не сработать», считает Игорь Юшков. «Возникает вопрос: а европейцы готовы будут покупать этот газ? ЕС заявлял о намерении радикально сократить зависимость от российского газа за два-три года. Это означает, что европейцы хотят разорвать долгосрочные контракты с Газпромом, которые заключаются на 10–15 лет. Согласятся ли европейцы покупать формально турецкий газ, зная о его российском происхождении? Это создает риски невозврата инвестиций России в новые трубы», – объясняет собеседник.

Второй риск – это создание монопольного покупателя российского газа на западном направлении, который может диктовать цены и условия Газпрому. С другой стороны, Турция тоже рискует. «Потому что европейцы либо могут закрыть глаза на то, откуда взялся этот газ, либо могут и не закрыть», – заключает собеседник. В любом случае пока Анкара на газовую приманку России клюнула.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 13.10.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики