Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Попутному нефтяному газу не по пути с трубой

Попутному нефтяному газу не по пути с трубой

Выполнение поручения правительства РФ об утилизации 95% попутного нефтяного газа к 2012 году может быть отложено на три-пять лет, считают эксперты. Если в настоящее время объемы утилизации составляют 24%, то в 2012 году выйдут на уровень не более 18%. Слишком дорогим для компаний остается строительство инфраструктуры – газопроводов, особенно, если речь идет об отдаленных месторождениях. Участники международной конференции по проблемам ПНГ в Салехарде признаются: утилизация 95% ПНГ – пока только мечта, осуществление которой отодвигается все дальше с вводом новых месторождений. 

Международная конференция по рациональному использованию ПНГ прошла в Салехарде 12-13 апреля. Открывая ее, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин отметил, что к 1 января 2012 года поставлена задача довести полезное использование ПНГ до 95%. "Срок приближается, задача требует форсированных совместных решений, - подчеркнул он, но, вместе с тем, был вынужден признать: Чем больше мы разрабатываем месторождений, чем больше движемся на север, тем этого газа становится больше".

Дело в том, что в ближайшие несколько лет в округе не пойдет речи о снижении объемов сжигания газа, а, напротив, прогнозируется повышение.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заметил: "Сейчас все нефтяные компании разработали меры по выполнению постановления, но есть немало вопросов. К сожалению, в сроки, которые определены, подавляющее большинство компаний не смогут выполнить квоты".

Он рассказал, что в 70-е годы при освоении Западной Сибири строились заводы по переработке ПНГ, и тогда удалось добиться 87% утилизации. Однако сегодня нет такого количества месторождений-гигантов, а, в основном, это небольшие участки.

Академик Сибирского отделения РАН Алексей Конторович заявил, что официальная статистика по сжиганию ПНГ в России занижена примерно вдвое. По его словам, по официальной статистике в России сжигается 20 млрд куб. м. ПНГ ежегодно, хотя по экспертным оценкам эта цифра значительно выше - 40-50 млрд куб. м.

Но представитель Минприроды настаивал даже не на 20 млрд, а на меньшей цифре. Директор департамента экономики и финансов Министерства природных ресурсов РФ Григорий Выгон заявил, что в настоящее время сжигается примерно 16 млрд "кубов" ПНГ в год, утилизируется при этом 76% ПНГ. Большая часть сжигается госкомпаниями.

Самая критичная ситуация со сжиганием ПНГ наблюдалась в 2000-2005 годы, но в последнее время шла положительная динамика. А в 2010-2011 году объемы сжигания ПНГ вновь увеличатся из-за выхода на проектную мощность Ванкорского месторождения "Роснефти".

Около 11% ПНГ используется на самих месторождениях. А чтобы достичь 5%-ного сжигания, компаниям придется выходить на новые рынки сбыта, строить инфраструктуру, расширять собственные мощности, применять новые технологии в повышении нефтеотдачи.

Ожидается, что за 2010-2015 годы большая нефтяная пятерка инвестирует в проекты утилизации ПНГ 300 млрд руб. (больше всех - "Роснефть"), что составит 10% от инвестиций в нефтедобычу. Но если вглядеться на структуру инвестиций компаний, то можно увидеть, что по-прежнему в ней преобладают затраты на создание систем подготовки, сбора, транспортировки газа, производства электроэнергии.

Таким образом, как отметил на конференции директор департамента экономики и финансов  Минприроды РФ Григорий Выгон, фактически компании продолжают развиваться экстенсивно.

"Практически нет инвестиций во внедрение новых технологий, в первую очередь, по повышению нефтеотдачи. В США МУНы (методы увеличения нефтеотдачи, - прим. Накануне.RU) дают примерно 12% добычи, из них половина приходится на газовые методы. В России на сегодняшний день эти технологии отсутствуют, и компании крайне неохотно занимаются их внедрением. По большому счету, просто не умеют это делать и во многом не хотят учиться. Практика показывает, что это может быть связано, в том числе, со структурой нашей отрасли, в которой преобладают крупные вертикально-интегрированные компании. В России именно маленькие компании занимаются разработкой методов повышения нефтеотдачи, но на уровне больших компаний этого не происходит", - рассказал он.

Григорий Выгон также фактически признал, что пока правительство неспособно заставить компании добиться утилизации 95% ПНГ. Представитель Минприроды заявил, что нужного объема утилизации удастся добиться не ранее 2014-2015 годов. Более того, заметил он, постановление правительства никаких последствий для компаний иметь не будет, кроме повышения платы за сжигание.

"В постановлении продекларировано, что к 2012 году объем сжигания не должен превышать 5%, но постановление – это подзаконный акт, никаких последствий, кроме повышения платы за негативное воздействие для компаний не будет. По нашим оценкам, по оценкам самих компаний в 2012 году в среднем по России будет сжигаться 18% извлекаемого газа. Основные объемы сжигания по-прежнему будут приходить на две наших госкомпании", - отметил он.

Представитель Минприроды объясняет проблему тем, что в России огромное количество лицензионных участков с маленькими запасами нефти. И довольно сложно достичь установленного уровня сжигания именно на таких месторождениях.

С 1 января 2012 года к нарушителям будут применять повышающие коэффициенты в плате за негативное воздействие. Плату планируется поднять в 100 раз, что должно создать стимулы для создания программ утилизации. Но есть ряд проблем, связанных с применением этого постановления, заявляют в Минприроды.

"Даже чисто технически не определен порядок расчета показателей сжигания. Например, вызывает споры терминологические – что такое вообще ПНГ? В Налоговом кодексе нет такого термина. Там есть попутный газ – это газ горючий природный. Соответственно, могут выпадать негорящие газы с высоким содержанием неуглеводородных компонентов. Также часто разделяют добычу и извлечение – фактически уменьшают извлечение на объем фактических потерь", - заметил Григорий Выгон.

Кроме того, в постановлении не сказано, как должна осуществляться плата за негативное воздействие - по лицензионным участкам, недропользователям или в целом по холдингам?

Сейчас в России ежегодно взимается около 19 млрд руб. штрафов за негативное воздействие на окружающую среду, из них на выбросы приходится около 4,5 млрд, а при сжигании ПНГ – не более 200 млн руб. "Понятно, что даже при заявленном объеме инвестиций (одной компании) в 60 млрд руб. в год сумма в 200 млн – совершенно несопоставимая и стимулов не создает. Увеличение платы в 100 раз уже будет создавать стимулы. Повышение в 100 раз размера платы не приведет к существенному ухудшению финансового состоянии нефтяной отрасли – компании этого не заметят. Но, подняв плату до 20 млрд в год, мы создадим механизм стимулирования, потому что эта величина уже будет сравнима с теми инвестициями, которые требуются для реализации проектов утилизации ПНГ", - рассказал Григорий Выгон.

Однако, чем ближе компании подходят к пределу в 5% сжигания ПНГ, тем более дорогими становятся инвестиции в расчете на 1 куб.м газа, признал он. Для большого количества месторождений проекты по утилизации ПНГ могут стать критическими. Самый негативный сценарий - это остановка добычи на месторождениях, особенно это касается компаний, которые имеют по 1-2 лицензионных участка с высоким показателем сжигания. И, наконец, есть риск отзыва лицензии, если компании по лицензионным участкам не смогут добиться сжигания на уровне 5%.

Среди предложений представитель Минприроды отметил следующие: считать показатель сжигания ПНГ на уровне холдингов; для мелких месторождений не применять повышающий коэффициент в плате за выбросы; ввести стимулирующий инструмент для тех компаний, которые реализуют проекты утилизации.

Также Григорий Выгон заявил, что, по его мнению, подзаконными актами решить проблему нерационального использования ПНГ нельзя. В Минприроды считают, что необходимо принять специальный закон по ПНГ, в котором бы решались вопросы учета и рационального использования ПНГ и введения налоговых и других экономических стимулов по реализации проектов использования ПНГ.

А академик Сибирского отделения РАН Алексей Конторович предлагает сделать проблему использования ПНГ вторичной по отношению к развитию добычи "жирного" газа. "В ЯНАО в ближайшие максимум десять лет будет добываться 140-170 млрд "жирного" свободного газа в год. Схема переработки и того, и другого газа одинаковая, есть только проблема сбора. Надо поставить проблему ПНГ как вторичную по отношению к "жирному" газу", - сказал он.

В беседе с Накануне.RU академик заявил, что, скорее всего, правительство перенесет планируемые сроки по утилизации ПНГ на три-пять лет. "В ЯНАО в ближайшие пять-шесть лет сжигания газа будет только расти. Что сделать – или остановить добычу нефти, или пойти на это сжигание? Решение, которое будет принято, мы с вами знаем. Утилизация 95% ПНГ - это мечта, к которой мы стремимся, но которая пока остается мечтой", - сказал он.

Президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль считает не совсем правильным решение исключить территории из проблем недропользования. "Именно здесь должны решаться многие вопросы, а не в кабинетах Москвы, штрафы должны оставаться здесь", - сказал он.

С ним согласен и губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин: "Если бы регулирование запасов ПНГ было передано субъектам Федерации, то тогда мы могли бы на долгий период гарантировать не просто его добычу, но его стоимость. Тогда бы была другая рентабельность производства, и проекты были бы наиболее привлекательными, в том числе, иностранным инвесторам. Основные проблемы от сжигания газа получаем мы. Поэтому мы могли бы регулировать хотя бы размер штрафов за сжигание газа. Тогда мы, может быть, даже силовым образом будем стимулировать нефтегазовые компании для утилизации. Сейчас легче заплатить штрафы за сжигание газа, нежели разрабатывать программы утилизации".

Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в рассказал Накануне.RU, что нынешняя ситуация с утилизацией ПНГ выглядит тупиковой.

Вопрос: Насколько Вы считаете вероятным, что сроки по выполнению квот будут перенесены? Ведь уже сейчас очевидно, что компании не успеют достигнуть нужных показателей по утилизации ПНГ.

Константин Симонов: На самом деле, уже в выступлении представителя Минприроды все ответы на вопросы содержатся. Он в презентации сказал, что, вообще-то, в правительстве и не думают, что есть возможность довести долю утилизации до 95% к январю 2012 года. С одной стороны, это крайне абсурдно, а, с другой стороны, крайне показательно. Наше правительство принимает решение и само же признает, что выполнить его невозможно. Это анекдот, и, тем не менее, это происходит. Профильные министерства готовят презентации, даже не закладывая возможность доведения утилизации до 95% в следующем году, честно признавая, что, может быть, к 2015 году это будет сделано.

Но ведь постановление было принято не вчера. Прошло более года, еще впереди год. Два года – срок достаточно немаленький, чтобы осуществить изменения. Но компании честно признают, что им это все не нужно. В целом даже те, кто какие-то успехи демонстрируют, как Сургутнефтегаз, когда их спрашивают, зачем это нужно, отвечают, что сами этого не понимают. Газ получается дорогой, что с ним делать, неясно, а проекты, красивые проекты, вроде GTL – переработки в жидкое топливо, выглядят как презентации скорого полета на Марс. Получается, что есть более рентабельные вещи, которыми компании планируют заниматься.

Оценки по поводу объемов сжигаемого газа делаются разные – от 16 млрд куб. м в год до 50 млрд. Я при всем лукавстве всех этих цифирей думаю, что если истина лежит посередине, то где-то 30 млрд мы все-таки сжигаем. 30 млрд – это, вообще-то, полноценный газопровод в Европу. То есть, одна экспортная труба сжигается на факелах. Это фантастические цифры. Ситуация тупиковая, и эта конференция это показала. Все обсуждают проблему, но сделать ничего нельзя.

Вопрос: Проблему ПНГ называют палкой о двух концах. С одной стороны, все говорят, что газ можно использовать в электроэнергетике или закачивать в пласт для повышения нефтеотдачи, сокрушаются насчет экономических потерь. Но, с другой стороны, для использования ПНГ нет инфраструктуры – газопроводов, и никто не берется за их возведение.

Константин Симонов: История с ПНГ показывает, что сами компании добровольно ничего делать не будут. Они найдут миллион отговорок. Вы правильно говорите – они скажут, а где труба, кто будет компенсировать затраты? Если их начнут жестко штрафовать, то тоже что-нибудь придумают. Например, будут говорить, что газ не сжигают, а закачивают в пласт. А счетчиков учета нет. Мы все себе внушили, что у нас экономика абсолютно зарегулирована, но, на самом деле, у промышленности есть огромное количество возможностей обходить, казалось бы, жесткие законы. К сожалению, у нас в экономике ничего не изменится, пока государство реально не возьмется закручивать гайки.

Вопрос: И в этих условиях мы все ждем модернизации.

Константин Симонов: Действительно, президент Медведев говорит, что у нас есть уникальная возможность совершить модернизацию без кнута и "принудиловки". Да, уникальная возможность есть, но модернизации нет. И в нефтянке мы видим это очень ярко.

Автор: Cергей Хурбатов

Источник: Накануне.RU, 15.04.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики