Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ExxonMobil: Россия в одностороннем порядке прекратила участие компании в «Сахалине-1»

ExxonMobil: Россия в одностороннем порядке прекратила участие компании в «Сахалине-1»

По мнению эксперта, ExxonMobil сама довела ситуацию до крайности, фактически саботировав работу проекта и не делая попыток ни остаться в нем, ни продать свою долю. Риск судебных исков со стороны ExxonMobil оценивается как минимальный

Американская ExxonMobil объяснила свой уход из России. В компании считают, что российские власти в одностороннем порядке прекратили ее участие в «Сахалине-1», создав нового оператора проекта, сообщал Reuters.

В апреле «дочка» ExxonMobil, которая тогда была оператором «Сахалина-1», объявила форс-мажор и начала сокращать добычу нефти. В августе ExxonMobil сообщила, что ведет деятельность по передаче своей 30-процентной доли в проекте неназванной третьей стороне. 7 октября Владимир Путин подписал указ, запрещающий до 31 декабря этого года акционерам из «недружественных» стран совершать покупки и продажи долей в стратегических предприятиях и проектах. Через неделю был создан российский оператор «Сахалина-1».
Решение ExxonMobil объявить о вынужденном выходе из проекта комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«По сути сейчас истекает срок, когда нужно либо было написать заявление о том, что ты хочешь сохранить долю в проекте, либо если ты этого не делаешь, то фиксируется по сути выход из проекта. И ExxonMobil сейчас должна была хоть как-то прокомментировать. Ясно, что они не напишут заявление о том, что хотят сохранить долю, и история повторяется абсолютно такая же, как и с «Сахалином-2», только там по результатам изменений вышел Shell, здесь ExxonMobil. Они, с одной стороны, объявили о том, что хотят выйти из проекта, а с другой стороны, ничего не делали для этого. То говорили, что, знаете, сейчас конъюнктура не та, мы ищем покупателя, но не можем найти, потому что в таких условиях никто за какую-то более-менее вменяемую сумму у вас эту долю не выкупит. Поэтому они не хотели оставлять свою долю в проектах за три копейки, но при этом, заявив, что они выходят из российских активов, они убрали имиджевый пресс, который на них оказывался со стороны западного сообщества. Но ExxonMobil занял абсолютно неконструктивную позицию, они по сути начали саботировать работу всего проекта, они остановили добычу на всем проекте, и в этих условиях, конечно, России нужно было что-то делать. Просто смотреть, как проект остановлен и заморожен, наверное, российские власти не хотели. Поэтому тут ExxonMobil сам вынудил поставить вопрос о том, уходят они или нет, и вопрос о создании нового оператора. А сейчас явно, что в отличие от «Сахалина-2», наверное, нового акционера в «Сахалине-1» не появится, это будет просто передача доли ExxonMobil «Роснефти». И пока, наверное, все-таки непонятно, будет ли ExxonMobil судиться с Россией, будет ли он считать это экспроприацией и прочими вещами, за которые можно подавать в суд на государство. Точно также как с «Сахалином-2» Shell пока никаких исков не подавала, поэтому, может быть, и ExxonMobil тоже каких-то исков подавать, по крайней мере, пока не будет».

«Сахалин-1» — крупный инвестиционный шельфовый проект, реализуемый на условиях соглашения о разделе продукции. Само соглашение было подписано в 1996 году, добыча нефти и газа началась в 2005-м. В отличие от ExxonMobil, два других иностранных участника — индийская ONGC и японский консорциум SODECO — не планируют выходить из проекта.

Источник: BFM.RU, 28.10.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики