Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Интрига сохраняется»: что мешает Европе установить потолок цен на газ

«Интрига сохраняется»: что мешает Европе установить потолок цен на газ

Европейская комиссия объявила, что не смогла подготовить решение о введении потолка цен на импортируемый в Европу газ. Среди стран ЕС сохраняются разногласия относительно этой меры. Аналитики полагают, что у ЕС крайне мало шансов установить ценовой потолок, но допускают возможность введения каких-то ограничений

Переговоры об ограничениях цен на газ продвигаются очень трудно. Во вторник, 8 ноября, Bloomberg и Reuters сообщили, что Европейская комиссия (ЕК) не видит возможности введения потолка на импортируемый в Европу газ. «Исполнительный орган ЕС дал понять, что ценовой потолок — не лучший инструмент для преодоления кризиса», — пишет Bloomberg. «Исполнительный орган Европейского Союза объявил 27 государствам-членам на семинаре в понедельник, что невозможно установить такой потолок цен на газ, который бы не повлиял на долгосрочные контракты или безопасность поставок», — сообщает Reuters. Вместо потолка в понедельник, 7 ноября, ЕК предложила некий добровольный «механизм коррекции рынка», который не удовлетворит страны, требующие мгновенного ограничения скачков цен, сказал один из дипломатических источников агентства.

Участники процесса перекладывают решение друг на друга. Европейский совет, высший политический орган ЕС, в который входят главы государств и правительств Евросоюза, на встрече 20 октября не смог утвердить пакет чрезвычайных мер для решения проблемы высоких цен на газ в Евросоюзе, представленный 18 октября ЕК, и предложил его доработать. План ЕК с предложениями лидеров ЕС был рассмотрен 25 октября на встрече министров энергетики Евросоюза. Министры после обсуждения дали ЕК еще месяц — до 24 ноября — на окончательную доработку плана.

Выступая на пресс-конференции по итогам встречи, министр промышленности и торговли Чехии Йозеф Сикела сказал, что участники согласились с необходимостью начала совместных закупок европейскими компаниями газа у надежных поставщиков во всем мире сразу после окончания нынешнего отопительного сезона. Министры ЕС также выразили поддержку установлению динамического потолка цен на электричество и газ, сообщил Сикела. Однако среди участников выявились разногласия по поводу механизма введения потолка цен и их корректировки на [нидерландской газовой бирже] TTF. «Основной вопрос: как добиться гарантий того, чтобы введение предельных цен позволило нам покупать нужный газ на рынке», — сказал Сикела.

Bloomberg утверждает, что некоторые страны ЕС обвиняют ЕК в затягивании принятия решений и грозятся заблокировать весь предложенный ею пакет экстренных мер до тех пор, пока не увидят прогресса в ограничении цен на газ. Как сообщает издание Politico, президент Совета ЕС Шарль Мишель направил 7 ноября президенту ЕК Урсуле фон дер Ляйен письмо с просьбой оперативно подготовить законодательные предложения по ограничению цен. «В выводах, совместно согласованных 27 лидерами, мы определили четкую основу для дальнейших действий, — говорится в письме, которое оказалось в распоряжении Politico. — В частности, в пункте 18 указано, какие конкретные решения следует принять сейчас в срочном порядке, включая временный ценовой коридор при сделках с природным газом». По данным Reuters, представители государств-членов ЕС рассмотрят ограничения цен в пятницу, 11 ноября, а если затем министрам на встрече 24 ноября не удастся прийти к согласию, то к этой теме вновь вернутся лидеры ЕС на следующем саммите 15-16 декабря.

Последствия введения потолка — сплошной негатив

Если Европейский союз все-таки решится ввести предельные цены на газ, то он рискует усугубить энергетический кризис вместо того, чтобы его разрешить, полагает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. По его мнению, как минимум часть поставщиков, в том числе Россия, могут вообще прекратить поставки газа. «Я не уверен, что Алжир или Азербайджан будут поставлять газ в случае выкручивания им рук, — говорит Митрахович. — Возможно, но не факт, что Норвегия будет поставлять, хотя ей это не понравится». Кроме того, странам-производителям газа, таким как Алжир и Азербайджан, придется очень серьезно задумываться о том, нужно ли им продолжать инвестировать в газовые проекты в условиях ограничения цен, полагает эксперт.

Министры энергетики Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в коммюнике по итогам встречи 25 октября в Каире выразили «серьезную озабоченность в связи с попытками изменить функции рынков по установлению цен и управлению рисками, а также установить политически мотивированные верхние пределы цен». Они подчеркнули, что искусственное вмешательство в функционирование рынка может лишь усугубить рыночную напряженность, препятствовать инвестициям и нанести ущерб как производителям, так и потребителям. Министры отметили, что цены на газовых хабах крайне волатильны, и выступили за долгосрочные контракты, которые делают газовые цены более стабильными и предсказуемыми.

Введение лимитов цен на TTF будет равносильно удару по самой сердцевине газового рынка, полагает заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. «Фактически тем самым признается, что рыночная модель ценообразования на хабах, которую в Европе в течение 20 лет пропагандировали как наиболее совершенную, на практике оказалась весьма ущербной и требующей «ручного» регулирования, — говорит эксперт. — Естественно, это вызывает раскол между членами ЕС». Даже сама по себе угроза введения лимитов цен на TTF, полагает Белогорьев, может лишить индексы цен на этой бирже репрезентативности в отражении баланса спроса и предложения в Европе, что приведет к падению торгов на ней.

Если аналогичные ограничения не будут наложены на другие хабы, то их ценообразующая роль, пока глубоко второстепенная, усилится. «Соответственно, может увеличиться разрыв в оптовых ценах между Нидерландами и, например, Австрией и Италией, — говорит эксперт. — Кроме того, новый импульс может получить торговля на NBP (британский бенчмарк. — Forbes), учитывая резко растущие в этом году перетоки газа из Великобритании на континент, которые летом достигали 2,5 млрд куб. км в месяц. Часть СПГ просто уйдет на британский рынок и уже потом транзитом попадет в ЕС». В дополнение к этому европейский рынок окажется в весьма уязвимом положении в случае роста цен на азиатском рынке. Он не успеет вовремя и адекватно среагировать на рост конкуренции, и часть поставок СПГ просто будет потеряна, говорит Белогорьев.

Есть ли решение

«Волатильность и высокий уровень цен на газ — не случайность, а закономерность энергоперехода, — говорит независимый аналитик Елена Ананькина. — Даже при увеличении доли возобновляемых источников энергии пики потребления по-прежнему закрывает газовая генерация. Ни водорода, ни батарей на это не хватает, и еще долго не будет хватать». Это значит, полагает аналитик, что именно в период пикового потребления газовая генерация будет стремиться покрывать все свои постоянные издержки, а если ценовой потолок не позволит этого сделать, никто не будет инвестировать в газовую генерацию. Кроме того, добавляет Ананькина, никто не будет вкладывать и в добычу газа, и в производство СПГ, если инвестиции не смогут окупиться до того, как необходимость в газе отпадет.

«Красивая популистская идея защитить европейских потребителей от взлета цен на энергию простой командой «цены, стоять» с самого начала вызывала массу возражений у экспертов, а главное — у основных поставщиков спотового газа на рынок Европы: Норвегии и США, — отмечает Ананькина. Поэтому, напоминает она, в октябре Европа приняла компромиссное решение — разработать такой ценовой потолок для главной европейской газовой биржи, нидерландской TTF, который не угрожал бы стабильности энергоснабжения, не мешал бы перераспределять газ внутри ЕС в пользу наиболее нуждающихся стран и не способствовал бы утечке искусственно удешевленного газа на соседние рынки, например в Великобританию, где есть свой нерегулируемый бенчмарк NBP. Кроме того, нужно было сделать так, чтобы продавцы и покупатели действительно применяли этот потолок и не обходили его простыми внебиржевыми сделками.

«Непонятно, есть ли у этой задачи решение, — говорит Ананькина. — Пока на европейском уровне общего решения не нашли, а зима приближается, и каждая страна старается защитить потребителей по-своему. Например, Испания уже давно ввела у себя собственный ценовой потолок, поскольку в Испании это возможно за счет большой мощности СПГ-терминалов и малой мощности трубопроводов, связывающих Иберийский полуостров с остальной Европой. Германия выделила до €200 млрд на субсидии потребителям, Польша полагается на уголь».

«Из очевидных плюсов обсуждаемой инициативы — снижение средних цен на норвежский газ, поскольку Норвегии, в отличие от США или Катара, некуда деваться, ей все равно придется продавать трубопроводный газ в ЕС, да и СПГ тоже», — говорит Белогорьев из Института энергетики и финансов. «Трубопроводы из Норвегии в остальную Европу никуда не денутся, — соглашается Ананькина. — А СПГ уплывает туда, где цена выше».

«Вероятность исчезающе мала»

«Интрига сохраняется, — констатирует Белогорьев. — Что-то почти точно введут, вопрос — в какой форме». «Интрига есть», — соглашается и Митрахович из Финансового университета. По его мнению, в нынешней геополитической ситуации «возможны различные повороты», при которых ЕС может попытаться ввести предельные цены через несколько месяцев.

«Вероятность введения полноценного потолка в ценах на газ исчезающе мала», — говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Он напоминает, что одним из ключевых факторов успешной подготовки ЕС к текущему отопительному сезону стала переориентация объемов СПГ из Азии в Европу за счет высоких цен в регионе. В следующем году, по мнению эксперта, конкуренция за свободные объемы на рынке СПГ, вероятно, может увеличиться на фоне ожидаемого восстановления спроса со стороны Китая. «В такой ситуации сохранение рыночного ценообразования критически важно, чтобы иметь возможность и дальше успешно конкурировать с рынками АТР за свободные объемы, — отмечает Кауфман. — Некоторые крупные производители, такие как Катар, прямым текстом заявляют, что ограничение рыночного ценообразования может привести к поставкам СПГ «куда-то еще».

Относительно жизнеспособным вариантом, по мнению Кауфмана, может стать попытка ограничить волатильность введением некоторого динамического потолка, который будет близок к рыночным ценам и будет регулярно пересматриваться. «Однако мы полагаем, что даже такие полумеры в ближайшем будущем маловероятны», — говорит аналитик.

«Насколько я поняла, формально тему потолка цен не сняли, но к зиме вряд ли успеют решить эту нерешаемую задачу на панъевропейском уровне», — говорит Ананькина. По ее мнению, перед Европой стоит непростой выбор между относительно длинными контрактами на газ, которые через несколько лет могут оказаться не нужными, и спотовыми закупками по сверхвысоким ценам на пике спроса с рисками для безопасности энергоснабжения. «Поэтому самый конструктивный ответ, на мой взгляд, — это стимулы к сокращению спроса, особенно пикового спроса», — говорит аналитик.

Автор: Алекс Будрис

Источник: Forbes.ru, 10.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики