Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговая реформа в нефтянке может затянуться из-за Таможенного союза

Налоговая реформа в нефтянке может затянуться из-за Таможенного союза

Реформа налогообложения в нефтяной отрасли, так называемая «60-66», должна быть согласована с Белоруссией и Казахстаном в рамках Таможенного союза. Если Астану изменения экспортных пошлин практически не затронут, то в случае с Минском это может обернуться очередным обострением российско-белорусских отношений. В итоге процедура согласования в состоянии затянуть введение налогового режима.

«Есть вопросы, связанные с единым таможенным пространством. Россия не может принимать решение об изменении таможенных пошлин без согласования со странами — участницами Таможенного союза», — сказал РБК daily источник в Минфине. По его словам, это определенная процедура, связанная с обсуждением и одобрением Комиссии Таможенного союза, которая займет определенное время. «Пока вопрос официально не поставлен правительством России, обсуждение не начнется. Поэтому те сроки, которые сейчас называются, очень оптимистичны», — резюмирует собеседник. Представители Комиссии Таможенного союза на вопросы РБК daily о процедуре согласования нового налогового режима не ответили.

Со стороны Казахстана проблемы с одобрением системы «60-66» возникнут вряд ли, в первую очередь из-за незначительного оборота между странами. Так, например, в прошлом году Россия поставила в Казахстан 3,77 млн т нефти, тогда как в самой стране было добыто около 100 млн т. Белоруссия, собственная добыча которой не превышает 3 млн т в год, напротив, сильно зависит от российского «черного золота».

В конце прошлого года после продолжительных переговоров президенту Белоруссии Александру Лукашенко удалось уговорить Россию обнулить экспортную пошлину на нефть, ввозимую в страну. Вместе с тем Белоруссия обязалась выплачивать в российский бюджет пошлину на все нефтепродукты (по российским ставкам), продаваемые за пределы страны. Таким образом, белорусская казна недосчиталась нескольких миллиардов долларов, но все же осталась в плюсе, ведь налог на экспорт нефтепродуктов существенно ниже экспортной пошлины на сырую нефть.

Белорусские НПЗ не славятся большой глубиной переработки, и полученные темные нефтепродукты выгодно гнать в Европу, где их используют как сырье для нефтехимической промышленности. Подобной схемой пользуются и российские нефтяники, и именно с ней призван бороться новый налоговый режим «60-66».

Для Белоруссии, экономика которой переживает не самые простые времена, повышение экспортных пошлин на темные нефтепродукты может стать серьезным ударом, так как лишит ее одного из основных источников дохода, поясняет аналитик Газ­промбанка Александр Назаров. По его мнению, руководство страны так просто не уступит в этом вопросе и может в очередной раз пригрозить альтернативными вариантами импорта нефти.

«В любом случае даже с новыми пошлинами на нефтепродукты переработка российской нефти будет более рентабельна, чем венесуэльской», — говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. В сложившейся ситуации, когда страна на грани экономического краха, Александру Лукашенко не до особых споров и очередной «нефтяной войны» не последует, считает эксперт.

Кроме того, у России есть главный «козырь в рукаве». В документах, подписанных с Белоруссией в рамках Таможенного союза в декабре прошлого года, есть пункт, который позволяет Москве увеличить экспортные пошлины на нефтепродукты, выводимые из Белоруссии, до уровня пошлин на нефть, сохраняя при этом льготный режим налогообложения в пределах России, пояснят юрист компании «Юков, Хренов и партнеры» Марина Краснобаева.

Автор: Евгения Корытина

Источник: РБК Daily, 19.04.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики