Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Там что-то ищут". "Северный поток" могут вернуть лишь в одном случае

"Там что-то ищут". "Северный поток" могут вернуть лишь в одном случае

Какими бы не оказались выводы по итогам обследования места ЧП на "Северном потоке", ясно одно — надежда на реанимацию проекта остается, но быстро это не произойдет. И дело не только в деньгах, которые необходимо затратить, но и в политической воле: "Газпром" больше не будет вкладываться в проект, которому вставляют палки в колеса. Тем более, трубу снова могут взорвать.

Компания Nord Stream AG в начале этой недели приступила к обследованию поврежденного участка "Северного потока" в датских водах. Она получила разрешение от Датского морского управления на вход в запретную зону. Ранее обследование в шведской исключительной экономической зоне позволило обнаружить "кратеры техногенного характера" глубиной от 3 до 5 метров и разбросанные фрагменты труб.

Сроки проведения работ зависят от погодных условий — сейчас в Балтийском море начинаются шторма, поэтому предсказать что-либо сложно. "Пока там ищут, что именно, можно лишь предполагать. Вероятно, главной целью обследования труб станет оценка повреждений на четвертой ветке, которая вроде бы осталась цела. Компания оценит ущерб, целесообразность восстановления и его стоимость", — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Можно лишь предположить, что Европа внимательно изучит отчет Nord Stream AG, чтобы понять, насколько реально вновь запустить "Северный поток". Сейчас Брюссель декларирует незыблемость тактики перехода на американский СПГ, но этот рынок определяется исключительно ценовой конъюнктурой — газ идет туда, где за него больше дадут.

Газовые хранилища в Европе сейчас полны, но они могут функционировать лишь в условиях постоянной закачки газа, достать его оттуда при сильных морозах проблематично. Поэтому неудивительно, что европейцы не прочь "подложить соломки".

БРОСИТЬ НЕЛЬЗЯ ВОССТАНОВИТЬ

Но сделать это будет не так легко, уверены эксперты. Запуск даже одной трубы — дело не простое: трубопровод нужно поднять на сушу, убрать воду, осмотреть повреждения, и уже потом оценивать их масштабы, стоимость, а, главное, целесообразность восстановления, считает доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.

А здесь важна как экономическая, так и политическая составляющая. С точки зрения экономики стоимость восстановления может приблизиться к строительству новой трубы. С точки зрения политики — Европа пока ориентируется на американский СПГ и планирует форсировать проекты по альтернативной энергетике. Стоит ли в этой ситуации тратить деньги, ведь нет никаких гарантий. Хотя бы, что трубу снова не взорвут?" — задает он вопрос.

Восстановление труб не имеет особого смысла до тех пор, пока не работают газоперекачивающие агрегаты, полагает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Как мы помним, последний агрегат на станции Портовая был остановлен "Газпромом" в начале сентября из-за утечки масла. Решить проблему должна была компания-производитель Siemens, но до сих пор этого не произошло. Остальные турбины нуждаются в ремонте, либо находятся на капремонте за рубежом и не вернулись в Россию.

"Газпром" не будет вкладываться в ремонт трубопровода до тех пор, пока не получит гарантии прокачки, иначе смысла зарывать деньги на дне моря нет", — считает эксперт.

РАЗВОРОТ НА ВОСТОК

Есть гораздо более выгодные на данном этапе способы их потратить — например, развивать трубопроводы на Восток. Это и расширение "Силы Сибири", и поставки газа в КНР через Монголию в рамках проекта "Союз Восток". Ценообразование там кардинально отличается от европейского. Бывает, что продавать газ в Азию выгоднее — так было, например, в 2019-2020 годах. Поэтому развитие этого направления весьма перспективно.

Анонсировано также создание хаба в Турции, куда будет поступать, в том числе, российский газ. Уже оттуда он пойдет непосредственно к покупателям. Это один из вариантов поставки газа в Европу.

Однако на данном этапе максимум возможных дополнительных поставок из России по этому маршруту — 5 млрд кубов газа в год. "Больше на данный момент невозможно — нет инфраструктуры в Турции, на дне Черного моря и в Европе. Через 2-3 года должны закончиться работы на восточной ветке Южного коридора, что позволит "Газпрому" дополнительно поставлять 31,5 млрд кубов в Турцию, однако это не отменяет необходимости выстраивания всего остального", — говорит Фролов. Но даже в самом лучшем случае удвоить поставки получится не ранее чем через 2-2,5 года.

Совсем покидать европейский рынок России невыгодно — он достаточно маржинален и предсказуем, поэтому турецкий вариант вполне реально воплотить. "Но если раньше "Газпром" стремился доставить газ напрямую европейскому потребителю, минуя посредников, то теперь будет придерживаться принципа "доставить до границы, а там как хотите". Об этом наглядно свидетельствует идея строительства хаба в Турции", — констатирует Юшков.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

В новую концепцию "Северный поток" не укладывается — это скорее остаток прежней парадигмы "доставка до клиента". Но и хоронить на дне Балтийского моря миллиарды долларов было бы странно. Поэтому глобально от проекта никто не отказывается, но без политического решения его реанимация невозможна, уверены эксперты.

"Глобально возвращение "Северного потока" в Европу возможно лишь в случае победы России на Украине: тогда мейнстрим изменится, антироссийские настроения утихнут, и европейцы будут настроены более позитивно. Очевидно, что судьбу этого трубопровода определит политика, но уж никак не экономика. Было бы решение, деньги найдутся", — считает Суздальцев.

Пока у Европы есть шанс относительно успешно пройти зиму за счет поставок СПГ из США, но конъюнктура может измениться. Если Азия предложит лучшую цену, танкеры в любой момент могут развернуться на восток, и тогда появится окно возможностей. Как его использовать — зависит от политики, которую на тот момент будут проводить в Брюсселе.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 17.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики