Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дисконт на российскую нефть похож на вводимый Западом ценовой потолок

Дисконт на российскую нефть похож на вводимый Западом ценовой потолок

Россия готова защищаться от ограничения цены на черное золото

РФ готовится к введению эмбарго Евросоюза на импорт нефти и нефтепродуктов из России. В ближайшие месяцы проблем с транспортировкой и страхованием российской нефти и нефтепродуктов не возникнет, считают эксперты «НГ». В перспективе Россия сможет перевозить свои энергоносители собственным флотом. В том числе и доставлять подобные грузы в Азию через Северный морской путь.

В ближайшую среду страны G7 объявят значение потолка цен на нефть из РФ. Ранее обсуждалось установление лимита между 40 и 60 долл., однако в итоге, по словам собеседников агентства, он может оказаться выше. Не исключено, что порог установят ближе к 65 долл.

Ограничение цен ЕС для сырой нефти из РФ должно вступить в силу 5 декабря 2022 года, а для нефтепродуктов – 5 февраля следующего года. При этом в Минфине США заявили, что нефть, загруженная в танкеры до 5 декабря и разгруженная до 19 января, не попадет под ограничения.

Цены на нефть снижались в понедельник после резкого падения по итогам минувшей недели: баррель нефти сорта Brent продавался по 86,6 долл. Аналитики связывают это снижение цен как с опасениями по поводу китайской экономики, так и с тем, что сейчас наблюдается некоторая «перезакупленность» нефтью из-за ожиданий декабрьской турбулентности. Как отметила представитель аналитической компании Vortexa Памела Мунгер, объем поставок российского дизельного топлива в хранилище «Амстердам–Роттердам–Антверпен» вырос до 215 тыс. барр. в сутки (барр/сут), что превысило показатели прошлого месяца на 126%. По данным агентства Reuters, в ноябре, когда у стран Европы не осталось экономически выгодных альтернатив, на поставки из России пришлось до 44% общего объема импорта дизельного топлива в ЕС по сравнению с 39% в октябре.

По данным Евростата, российский экспорт сырой нефти и нефтепродуктов в январе–сентябре 2022 года сократился на 5,1% (до 80 млн т). В январе и феврале ЕС покупал в РФ по 10–11 млн т ежемесячно, но в августе и сентябре поставки были уже на уровне 6,5–7,5 млн т, что на 20–40% меньше, чем за аналогичные месяцы прошлого года.

Основными покупателями российской сырой нефти и нефтепродуктов в Евросоюзе были Нидерланды, Германия, Польша. Нидерланды за девять месяцев импортировала 19,6 млн т сырой нефти и нефтепродуктов, это на 17,7% меньше, чем в январе–сентябре прошлого года, Польша – 9,61 млн т (–3,8%), а Германия нарастила импорт на 5,9%.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), к октябрю страны ЕС сократили импорт российской нефти на 1,1 млн барр/сут, до 1,4 млн, дизтоплива – на 50 тыс. барр/сут, до 560 тыс. После вступления в силу эмбарго ЕС на импорт российской нефти, перевозимой по морю (также с 5 декабря), потребуется заменить дополнительно 1,1 млн барр/сут нефти и около 1 млн барр. нефтепродуктов, говорится в отчете. Еще один путь борьбы с нефтяным эмбарго и ограничениями цены – переориентация поставок на альтернативные рынки Китая и Индии.

Хотя импорт российской нефти в Китай в октябре подскочил на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, китайские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) сократили закупки российской нефти с поставкой в декабре, сообщает Reuters. В ноябре Китай приобрел всего 5–7 партий, тогда как обычно РФ экспортирует в КНР около 30 партий ежемесячно.

Зато в ноябре Россия второй раз в истории отправила нефть в Китай по Северному морскому пути. Этот маршрут в несколько раз короче традиционных путей через Суэцкий канал. Вице-премьер Александр Новак поручил повысить качество и достоверность ледовых прогнозов. Есть проблема не только с обустройством инфраструктуры за Полярным кругом, у России пока мало своих танкеров не только ледового класса, но и обычных. По сообщениям СМИ, однако, именно в интересах РФ в этом году по всему миру скупались такие суда. А во вторник президент Владимир Путин по видеосвязи примет участие в церемонии поднятия флага на атомном ледоколе «Урал» и спуске на воду атомного ледокола «Якутия», сообщили в Кремле. Проект реализуется с 2013 года, всего будет построено пять ледоколов, а «Арктика» и «Сибирь» уже вошли в состав атомного флота. Следующая задача – наращивание строительства собственных танкеров.

Некоторые эксперты утверждают, что РФ не придется никак особенно реагировать на введение запретов на морскую транспортировку ее нефти в третьи страны, так как цена российских марок с дисконтом не превысит вероятного потолка цен. При этом российские чиновники утверждают, что РФ полностью прекратит поставки странам, которые согласятся с использованием ценового потолка (price cap).

«Несогласие России с навязыванием предельных цен означает отказ поставлять ее странам, которые официально введут price cap. Это может касаться очень небольшого числа стран вроде Южной Кореи. Но российские власти не запрещают компаниям продавать нефть с дисконтом. И этот дисконт применяется уже несколько месяцев подряд. Соответственно, перевозки нефти с учетом price cap, или дисконта, как на этом будет настаивать российская сторона в своей публичной интерпретации, продолжатся», – сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович.

По данным Минфина РФ, средняя цена марки Urals в октябре 2022 года составила 70,6 долл. за баррель, при средней стоимости сорта Brent в октябре 93,3 долл. Таким образом, средний дисконт российской нефти к Brent составил около 22,7 долл., или 24%.

Тема отношения России к потолку цен на нефть весьма политизирована, говорит аналитик «Финам» Александр Потавин. «Текущие цены практически совпадают с предполагаемым Западом потолком цен. Это значит, что всем можно будет сообщить, что Россия успешно продает нефть, даже невзирая на международные санкции», – говорит он.

Эксперт отмечает, что в последнее время снизился спрос на сырье со стороны Индии. «Еще в октябре два крупнейших НПЗ Индии прекратили покупать российскую нефть. Они отказываются от партий российской нефти с поставками после 5 декабря. Закупки российской нефти поставлены на паузу из-за того, что местные потребители хотят понять, как заработает эмбарго и каким будет ценовой потолок на нефть из РФ. Возможно, после прояснения ситуации закупки сырья возобновятся. Индийских потребителей также беспокоит угроза попадания под возможные вторичные санкции», – говорит он.

По мнению Потавина, учитывая большой флот нефтяных танкеров, эксплуатируемых самой Россией, Китаем, Индией и Ираном, после введения потолка цен у потребителей не должно быть недостатка в транспортировке нефти, а проблема защиты судоходства и страхования грузов и возмещения убытков будет достаточно легко решена за счет этих стран.

«Местный танкерный флот может иметь страховки от государственных перестраховочных компаний, – поясняет эксперт. – Иран разработал собственные методы обхода санкций. Иранские страховщики создали консорциум для работы с российским рынком. Объединение создано при поддержке регулятора местного рынка Центральной страховой компании Ирана Bimeh Markazi. В консорциум вошли 12 страховых компаний, суммарный капитал которых составляет 27,6 млрд долл., доля рынка Ирана – 48%. Размер перестраховочной емкости консорциума для российских рисков превышает 100 млн евро на имущественные виды страхования. Иранских страховщиков интересует, прежде всего, работа с энергетическими объектами, судами, грузами. Аналогичным образом может быть выстроена работа с другими крупными потребителями российской нефти».

Власти Турции пообещали ввести с 1 декабря дополнительное требование к перевозящим сырую нефть нефтеналивным танкерам для прохода через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы.

Как известно, власти Турции пообещали ввести с 1 декабря дополнительное требование к перевозящим сырую нефть нефтеналивными танкерам для прохода через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Теперь Анкара будет требовать подтверждающее письмо от страховых компаний о предоставлении судну P&I-страхования. Через эти проливы в среднем за сутки проходит один танкер из РФ (порядка 650 тыс. барр. нефти.

«Пока сложно сказать, насколько этот фактор может ограничить торговлю российским сырьем после введения европейских санкций, – говорит Потавин. Экспорт российской нефти из портов Черного моря в первое время может быть затруднен, отмечает эксперт.

«При регистрации Российских танкеров все владельцы получают свидетельства о страховании ответственности (P&i) от загрязнений нефтепродуктами, однако в части прохода Турецких проливов большее значение будет иметь, какие именно страховые компании будут приниматься Турецкими властями, – сказал «НГ» адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов. – Вероятно, полисы и подтверждения, выдаваемые российскими страховыми компаниями, их субститутами или компаниями дружественных стран будут приниматься на определенных условиях, так как иное будет означать выпадение огромнейшего трафика нефтепродуктов из мирового оборота».

Есть вариант искать страховщиков и перевозчиков в странах, не относящихся к западной юрисдикции (Азия, Ближний Восток и т.д.), рассуждает Потавин. «Почти наверняка альтернативные страховщики и перевозчики в этих регионах мира будут найдены. Наконец, Россия приложит усилия к постепенному созданию в перспективе своих мощных компаний в сфере страхования и перевозок, которые будут признаваться партнерами РФ в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Америке», – предполагает он.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 21.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики