Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В ЕС отказались от совместных закупок российского газа, но продолжат его импорт

В ЕС отказались от совместных закупок российского газа, но продолжат его импорт

В Евросоюзе решили отказаться от приобретения газа из России в рамках совместных закупок. Их решено делать для заполнения 15% объемов своих подземных хранилищ газа (ПХГ), что должно снизить риск возникновения дефицита газа в Европе. Об этом сообщается на сайте Еврокомиссии.

Официальный отказ от российского газа в совместных закупках, как заявление, звучит достаточно громко и вызывающе. На деле решение пока никак не повлияет на европейский рынок и наш экспорт газа на Запад. Поставки из России продолжатся, и в большей степени их объемы зависят от отгрузок из нашей страны и готовности транспортной инфраструктуры, а не от желаний ЕС.

Заполнение 15% европейских ПХГ - это 13,5 млрд газа на весь Евросоюз. Для сравнения вся Европа в 2021 году по данным ОПЕК потребляла более 550 млрд кубометров газа, а только ЕС - свыше 450 млрд кубометров. Причем одна Германия в три зимних месяца потребляет около 30 млрд кубометров газа. А, как отмечает, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, поставки "Газпрома" в страны дальнего зарубежья в 2021 году составили 181,5 млрд кубометров.

Сама по себе эта мера мало что значит для российского экспорта, но она полностью укладываются в общую канву политически ангажированных действий, направленную на полное прекращение закупок газа в России, поясняет Андрианов.

Трудности с газом у Евросоюза, в том числе, необходимость экстраординарных мер поддержки закачки в хранилища, возникла из-за санкционной войны против России и ограничений в работе инфраструктуры вплоть для ее физического уничтожения, считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Если не решать базовую проблему (отношения с Россией), то, конечно, купить дополнительные объемы российского трубопроводного газа в резерв будет физически невозможно. Так что это решение ЕС эфемерное, рассчитанное только на пропагандистский эффект, отмечает эксперт.

Все другие закупки газа, сверх заполнения этих 15% ПХГ, страны ЕС будут делать по своему желанию, совместно или отдельно, выбирая поставщиков без ограничений. Единственное условие, импортеры должны будут уведомлять Еврокомиссию и других членов ЕС об импорте газа объемом выше 500 млн кубометров. Едва ли каким-то покупателям будут запрещать приобретать газ в России, для этого сейчас не соответствующая конъюнктура как ценовая, так и по размерам предложения. Но информацию о крупных закупках Еврокомиссия будет собирать, по-видимому, для дальнейших шагов по регулированию рынка.

Другое дело, захочет ли Россия наращивать поставки в Европу. На предложение создать газовый хаб в Турции из Европы реакции либо не последовало, либо она была отрицательная. При этом даже оставшиеся после подрыва "Северных потоков" транспортные мощности позволяют вывести наш газовый экспорт в Европу на половину от уровня 2021 года.

Физически нарастить экспорт, возможно, считает Гривач. Есть уцелевшая нитка "Северного потока-2", есть находящийся под взаимными санкциями газопровод "Ямал-Европа", плюс есть небольшие дополнительные возможности транзита через украинскую газотранспортную систему (ГТС). Но это только теоретически, при очень большом желании европейцев и соответствующих действий с их стороны по нормализации отношений с Россией, отмечает эксперт.

С этим согласен Андрианов. В дальнейшем возможности наращивания поставок российского газа в Европу практически полностью будут зависеть от развития политической ситуации, считает он.

Но именно, как декларация, решение об исключении из общих закупок российского газа ясно показывает, что пока от взятого курса на снижение зависимости от поставок из нашей страны, Евросоюз не собирается отказываться. Проблема в том, что равноценных источников газа у Европы пока нет, и в ближайшем будущем их появление не предвидится. Но это уже совсем другая история.

Тем временем:

Также министры энергетики стран ЕС обсуждали предложение Еврокомиссии (ЕК) ввести потолок цен на газ - 275 евро за МВт/ч, продаваемый через хаб (виртуальная точка торговли газом) TTF в Нидерландах.

Введение потолка предварительно одобрили, но не приняли цены, предложенные ЕК. К вопросу должны вернуться до 31 марта 2023 года. Тогда же Еврокомиссией должна будет проработана индикативная цена (точка отсчета для предельных цен) на сжиженный природный газ (СПГ).

Сейчас есть опасения (в докладе от ICE), что введение потолка приведет к дестабилизации фьючерсного рынка, отмечает портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин. А озвученная предварительно цифра эквивалентна почти 3000 долларов за тыс. кубометров - это очень высокий предел потолка, и вряд ли повлияет на текущую ситуацию и российские поставки, уточняет эксперт.

Одни страны требуют более низкого уровня, другие считают механизм вредным даже в предложенном виде, уточняет Гривач. Вмешательство в рыночный механизм, который и так скрипит и заклинивает, оказалось, не таким уж легким делом. Поэтому пока говорить о влиянии на поставки газа из России преждевременно, считает эксперт.

По мнению Андрианова, предпринимаются попытки острожной борьбы с теми самыми достижениями "либерализированного газового рынка", которыми Европа так годилась. Но эти "потолочные" цены не имеют прямого отношения к ценам поставок "Газпрома". Российская компания поставляла газ в Европу в основном по долгосрочным контрактам и по ценам существенно ниже, чем котировки TTF. Согласно отчетности "Газпрома", в первом полугодии нынешнего года компания поставляла газ в Европу по цене в 3,5 раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. Если учесть, что в январе-июне 2021 года эти цены составляли 208 долларов за 1 тысячу кубометров, значит, в нынешнем году они достигли 728 долларов. А средние котировки TTF, для сравнения, равнялись 1130 долларов. Иными словами, чтобы достичь потолка в 3 тыс. долларов за тысячу кубометров российскому газу надо подорожать еще в 4 с лишним раза, поясняет Андрианов.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 26.11.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики