Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензиновый кризис: олигархи распоясались под выборы

Бензиновый кризис: олигархи распоясались под выборы

(фрагмент статьи)

К концу 2012 года литр А-92 будет стоить 1 евро

В богатой нефтью России (в 2010 году добыли 505 млн тонн – первое место в мире – с гордостью доложил премьер Владимир Путин в парламенте) – топливный кризис. Острая нехватка бензина зафиксирована на Алтае: большинство независимых АЗС прекратили работу, на открытых рост цен превысил 20%, очереди выстроились на АЗС «Роснефти», топливо там отпускают по карточкам постоянного покупателя — по 20 литров в одни руки.

Неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине. Перебои с топливом зафиксированы в Красноярске и Нижнем Новгороде. В Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Орловской областях дефицит Аи-92 и Аи-95 на заправках «Роснефти» ощущается неделю. Топливный дефицит подбирается и к Москве.

Дефицит стал итогом давления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на нефтекомпании. Весь 2010 год ФАС терроризировала нефтяные компании поисками «согласованных действий» на рынке нефтепродуктов и миллиардными штрафами за рост внутренних цен на бензин, а в феврале 2011 года выдвинула, с ее точки зрения, решение проблемы — разрешила продажу 15% от объема производства нефтепродуктов каждой компанией на бирже.

И вот – результат: на бирже бензин продается дороже, чем в розницу на заправках, и продавать его на АЗС невыгодно. При цене А-95 в рознице (Росстат, 11-17 апреля) в 23,4-23,5 руб. за литр и биржевой цене А-95 в 22,6 руб. за литр (середина апреля, СПбМТСБ) на долю всей цепочки от производителя до АЗС приходится 4% цены. С такой смехотворной доходностью бизнес не окупает даже взятки местным властям.

ФАС валит ответственность на нефтяные компании. «Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за который антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной»,— заявил глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, руководителям нефтяных компаний будут направлены предупреждения о необходимости стабилизации ситуации. Но в эффективность такого подхода слабо верится.

Константин Симонов, гендиректор Фонд национальной энергетической безопасности:

– По моей оценке, на Алтае возникла классическая паника. По статистике, алтайские компании, прежде всего «Роснефть», отгрузку топлива в марте-апреле не сокращали. Наоборот, по ряду видов топлива отгрузка увеличилась. Сейчас на Алтае проблемы возникают по дизтопливу и бензина А-92. Судя по всему, возникли слухи, что топливо вот-вот подорожает, и люди сметают самый дешевый бензин, запасаясь впрок.

Вообще, масштабы топливного кризиса сильно преувеличены. Но это не значит, что мы не должны задумываться, что происходит на топливном рынке в целом.

«СП»: – А что на нем происходит?

– Факт монополизации внутреннего рынка не является секретом, и Алтай – далеко не самый яркий тому пример. К огромному сожалению, Федеральная антимонопольная служба ничего не может сделать для демонополизации этого рынка. Между тем, пока в России не появятся независимые переработчики нефти, независимые нефтебазы, и независимые заправки, которые будут выведены из нынешних вертикально-интегрированных компаний, никакого нормального, конкурентного рынка топлива у нас не будет.

Дефициты с топливом могут возникать на монополизированном рынке, особенно в условиях, когда государство заставляет компании ограничивать рост цен. По большому счету, у нас введено принудительное ценообразование.

«СП»: – Как вы оцениваете нынешние предложения ФАС по нормализации ситуации?

– Так называемый «третий антимонопольный» пакет ФАС, кроме смеха, ничего не вызывает. Например, там сказано, что крупные нефтяные компании будут караться за нарушение принципов трансфертного ценообразования штрафом аж… в полтора миллиона рублей! Для них это – копейки, ну кого мы смешим?! На сегодня, я считаю, ФАС превратился в бумажного тигра.

«СП»: – Как будет реагировать правительство на эту ситуацию?

– Думаю, будет дано указание нефтяным компаниям, которые присутствуют в Алтайском регионе, увеличить отгрузку топлива, и преодолеть дефицит. Но цены, я считаю, придется рано или поздно повышать. Спрос, по моим ощущениям, возник из-за того, что люди ожидают роста цен. Но локальный кризис, конечно, будет решен в ближайшее время.

«СП»: – Ваш прогноз: сколько будет стоить литр А-92?

– До конца избирательной компании цены быстро расти не будут. Предложения ФАС тоже об этом говорят. Последняя «гениальная» инициатива ведомства – при росте нефтяных цен сокращать акцизы. Думаю, государство пойдет-таки на сокращение акцизов, компании сохранят высокую маржу на топливном рынке, и цены резко расти не будут.

Но это будет отложенный рост. Думаю, после выборов бензин будет ускоренно дорожать. К концу 2012 года цена вполне может дойти до одного евро за литр.

Источник: Свободная пресса, 26.04.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики